Юбилей заслуженного артиста России Рудольфа Кульда
20 марта 2010 года исполняется 75 лет со дня рождения заслуженного артиста России Рудольфа Александровича Кульда . Творческая биография этого замечательного актера неразрывно связана с Александринским театром, где за 50 лет работы сыграл почти сто ролей. В их числе: Вайнонен («Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, 1961), Альбер («Маленькие трагедии» А.Пушкина, 1962), Эгмонт («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, 1963), Якоб («Дикий капитан» Ю.Смуула, 1965), Конрад («Много шуму из ничего» В.Шекспира, 1968), Рембрандт («Рембрандт» Д.Кедрина, 1977), Буслов («Унтиловск» Л.Леонова, 1978), Нароков («Таланты и поклонники» А.Островского, 1982), Хлопуша («Капитанская дочка» А.Пушкина, 1984), Барклай де Толли («Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева, 1985), Ле Брэ ( Сирано де Бержерак Э.Ростана, 1987), Кирсанов ( Жиды города Питера бр. Стругацких, 1991), Сумароков ( Шутники, или похвальное слово Сумарокову , 1992), Пимен («Борис Годунов», 1999). Владение формой, точный отбор ярких выразительных деталей, чувство авторского стиля, безупречный вкус и чувство меры позволяли актеру создавать живые, запоминающиеся образы. В своих героях Кульд мастерски мог передать не только внешнюю характерность, но и выразить глубинный внутренний драматизм. Сегодня в репертуаре Рудольфа Кульда три роли. В спектакле Валерия Фокина Двойник по петербургской поэме Ф.М.Достоевского (2005), он играет роль старого камердинера Герасимыча, охраняющего дом Берендеевых от непрошенного гостя - господина Голядкина. В спектакле Живой труп Л.Н.Толстого (2006) Кульд играет Лакея Карениной. Об этой роли критик Е.Алексеева писала: Крупным планом здесь подан не только князь Абрезков, но и старый лакей. Персонаж Рудольфа Кульда, словно чеховский Фирс, туговат на ухо и нескор в реакциях. Оттого запаздывает с докладом на вопросы и отвечает невпопад, но в жизни, бурлящей в спектакле, участвует активно . ( Санкт-Петербургские ведомости . 18. 01. 2007). В новом спектакле режиссера Андрея Могучего Изотов , созданном по пьесе современного драматурга Михаила Дурненкова, Рудольф Кульд играет Ангела-фокусника (2009). В пандан к лучезарно-артистичному Ангелу-фонкуснику Николая Мартона герой Кульда, как настоящий маг, невозмутим и ироничен по отношению к происходящему. Кульд не только мастрески проделывает всевозможные фокусы, доставая на радость изумленной публике зайца из пустого цилиндра, букет цветов из трости или сигару из воздуха. Он является беспристрастным хроникером, фиксирующим на видео различные моменты жизни персонажей. Кажется, что судьбы героев, словно колода карт, подвластны мановению его ловких рук. В финале именно Ангелы, проделывая свой последний и самый главный фокус, забирают Изотова в иное измерение. В новом спектакле Гамлет В.Шекспира, премьера которого намечена на 16 апреля 2010 года , Рудольф Кульд сыграет роль Первого могильщика - мудрого и беспощадного философа, знающего истинную цену ничтожности человеческих притязаний.