Юбилей актрисы Татьяны Князевой
Сегодня, 11 января 2013 года , актриса Александринского театра Татьяна Васильевна Князева празднует юбилей. Вся творческая биография актрисы неразрывно связана с Александринским театром, на сцену которого Татьяна Князева вышла в 1986 году еще будучи студенткой актерской мастерской Игоря Горбачёва. Ее дебютной ролью стала Машенька в спектакле по одноименной пьесе А.Афиногенова. В 1987 году по окончании Ленинграсдкого государственного института театра, музыки и кинематографии имени Н.К.Черкасова Татьяна Князева была принята в труппу Пушкинского театра. Ее первые сценические героини – совсем юные девушки, почти подростки: Химка («Женитьба Бальзаминова» А.Островского, 1987), Девочка («Самоубийца» Н.Эрдмана, режиссер Владимир Голуб, 1988), Таня («Торможение в небесах» Р.Солнцева, режиссер Владимир Голуб, 1988). Простота и естественность в игре молодой актрисы органично сочетались с драматическим темпераментом и внутренней силой. Она сыграла Золушку в спектакле Норы Райхштейн «Первый бал Золушки» по сказке Е.Шварца (1988), сумев счастливо избежать сравнений с классической экранной героиней Янины Жеймо. Ее Золушка могла быть изящной и одновременно стойкой, хрупкой и мужественной, робкой падчерицей и сказочной принцессой. Актриса выстраивала доверительный диалог с детской аудиторией. Спектакль, во многом благодаря исполнительнице главной роли, с успехом шел на сцене много лет. Первой крупной драматической ролью Татьяны Князевой стала Беатриче Фиорика в спектакле Владимира Воробьева «Колпак с бубенчиками» Л.Пиранделло (1993). «Бесспорно, в первом акте солирует сеньора Беатриче – Татьяна Князева. Ее муки ревности, боль и оскорбленное самолюбие переполняют, пожалуй, до отказа все видимое пространство гостиной. В состоянии покоя Беатриче находится считанные секунды…» (Ю.Кобец «Шаткое равновесие героев Л.Пиранделло и театра им. А.Пушкина»// Антракт. № 1. 1996). «У этой героини почти не было статичных мизансцен, а если она застывала на минуту, то в выразительной изломанно-экспрессивной позе. Гибкая женская фигурка в красном платье металась по сцене подобно языку пламени. Это был какой-то огненный танец». (Берлина М. Кому достанется дурацкий колпак? //Смена. 1994. 6 апр.). С 2002 по 2006 гг. Татьяна Князева преподавала актерское мастерство на театральном факультете Балтийского Института языков и международного сотрудничества. Поставила дипломный спектакль Медовый месяц Г.Барилли, который с успехом был показан в театре Комедианты . За годы работы в театре Татьяна Князева сыграла 30 ролей, в числе которых Саша («Платонов» А.Чехова, режиссер Светлана Миляева, 1994), Селья («Дурочка» Лопе де Вега, 1994), Утрата («Зимняя сказка» У.Шекспира, 1995), Лиза («Бедность не порок» А.Островского, режиссер Елена Черная, 1997), Сольвейг («Пер Гюнт» Г.Ибсена, 1997), Царица («Сказка о царе Салтане» А.Пушкина, режиссер Владимир Голуб, 1999), Клеопатра Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, режиссер Владимир Голуб, 2002) и др. Сегодня актриса занята в спектакле Ксения. История любви В.Леванова (режиссер В.Фокин, 2009) и в массовых сценах спектакля Гамлет В.Шекспира (режиссер Валерий Фокин , 2010). Принимает участие в спектакле Ваш Гоголь (режиссёр Валерий Фокин , 2011). Репетирует в новом спектакле Невский проспект , премьера которого намечена на май 2013 года.