Выставка "Василий Меркурьев в Пушкинском театре. К 110-летию со дня рождения артиста"
6 апреля 2014 года в Музее русской драмы Александринского театра открывается выставка « Василий Меркурьев в Пушкинском театре », приуроченная к 110-летию со дня рождения выдающегося артиста. Василий Васильевич Меркурьев (1904-1978) принадлежит к блистательной плеяде «звёзд» отечественного театра и кино ХХ века. Всенародную славу и любовь миллионов зрителей актеру принес, конечно же, кинематограф. Такие фильмы как: «Небесный тихоход» (1945), «Глинка» (1946), «Золушка» (1947), «Верные друзья» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Летят журавли» (1957), «Сережа» (1960), - стали классикой советского кино во многом благодаря участию в них Василия Меркурьева. Талант и мастерство актера по достоинству были оценены не только публикой, но и критикой: «В.Меркурьев тонко и точно ведёт комедийный диалог, он изобретателен в деталях, превосходно умеет использовать свои внешние данные, не боится быть смешным, и именно этим привлекает к себе симпатии зрителей» (В.Дмитриев. Небесный тихоход // «Советское искусство», 1946, 12 апреля). Но именно театр оставался главным в жизни артиста. В Академический театр драмы имени А.С.Пушкина Меркурьев пришел уже опытным мастером. В середине 1920-х - начале 1930-х годов, будучи учеником Леонида Вивьена, Василий Меркурьев играл в организованном при Институте сценических искусств театре актёрского мастерства, затем в филиале Акдрамы. В его творческой биографии были Самарский краевой драматический театр, Театр Красной Армии, Театр им. ЛОСПС. В Пушкинском театре, ставшим главным театром его жизни, Василий Меркурьев сыграл около 50-ти ролей, в числе которых: Досужев («Доходное место» А.Н.Островского, 1938), Казарин («Маскарад» М.Ю.Лермонтова, 1939), Прохор Дубасов («Суворов» И.Бахтерева и А.Разумовского, 1939), Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова, 1941), Максимов («За тех, кто в море!» Б.Лавренёва, 1946), Восмибратов («Лес» А.Н.Островского, 1948), Лука («На дне» М.Горького, 1957), Грознов («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского, 1958), Матвей Журбин (Семья Журбиных» В.Кочетова, С.Кары, 1963), Прибытков («Последняя жертва» А.Н.Островского, 1971), Курослепов («Горячее сердце» А.Н.Островского, 1973), Бурцев («Пока бьется сердце» Д.Храбровицкого, 1977) и др. На выставке представлены сценические костюмы актера: мантия Дожа Венеции («Отелло» В.Шекспира, режиссер Г.М.Козинцев, художник Н.И.Альтман, 1944), колет от костюма Мальволио («Двенадцатая ночь» В.Шекспира, режиссер – Л.С.Вивьен, художник – А.Г.Тышлер, 1951), жилеты и туфли от костюма Манилова («Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н.В.Гоголю, режиссёр – Н.М.Шейко, художник – М.Ф.Китаев, 1974); театральные программки, фотографии из спектаклей 1930-1970-х годов. Отдельная витрина посвящена театрально-педагогической деятельности мастера. В качестве преподавателя Техникума сценических искусств, а затем и профессора Ленинградского театрального института Василий Васильевич Меркурьев совместно со своей супругой - Ириной Всеволодовной Мейерхольд – выпустил несколько замечательных актерских курсов, в том числе казахскую мастерскую (1938), на базе которой организовали в Чимкенте театр и Чечено-Ингушскую мастерскую (1978, выпуск состоялся после смерти Меркурьева). Их выпуски в ЛГТИ и ЛГИТМиК (1948, 1965, 1969, 1973) дали театру замечательных актеров и режиссёров, среди которых были: И.П.Владимиров, Б.А.Львов-Анохин, С.С.Сытник , Т.П.Колесникова , Л.К.Сапожникова, Е.И.Черная, М.М.Неёлова, С.И.Паршин , В.В.Никитин , С.К.Шейченко , Е.Б.Леонов-Гладышев и другие. В 1942 М. и Мейерхольд организовали театр в Нарыме. В той же витрине представлены книги о творчестве Меркурьева, подарки Меркурьеву, памятные медали, а также жилет от костюма Рембрандта – последней роли, над которой Меркурьев работал, уже будучи серьезно болен. В роли Рембрандта Меркурьев вышел на сцену Пушкинского театра на легендарном ночном прогоне, но сыграть премьеру ему было не суждено. Он ушел из жизни 12 мая 1978 года, оставив яркий след в искусстве и в жизни многих людей. Будучи по преимуществу комедийным артистом, Меркурьев смог отчетливо выразить двойственность и трагические противоречия своего времени. Он имел силы и мужество даже в годы тяжелых испытаний и бед сохранять человеческое достоинство и жить по совести. В камерном пространстве гостиной Музея русской драмы сложно представить личность и творчество Василия Васильевича Меркурьева во всей полноте и многообразии. Выставка отсылает лишь к самым ярким страницам его театральной биографии. Это путешествие в прошлое, И в то же время попытка выразить восхищение талантом удивительного художника и человека. Выставка открыта с 6 апреля по 30 июня 2014 года в часы работы Музея русской драмы – перед началом вечерних спектаклей и в антрактах.