Выставка к юбилею народного артиста России Сергея Паршина
25 мая 2012 года в 16.00 в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке (пл. Островского, д. 6) откроется выставка, посвященная творчеству ведущего актера Александринского театра, народного артиста России, лауреата Государственной премии России Сергея Ивановича ПАРШИНА . Выставка приурочена к юбилею замечательного петербургского артиста, которому 28 мая исполняется 60 лет , из которых более 40 связаны с прославленной сценой Академического театра драмы им. А.С.Пушкина, где он сыграл более 80 ролей. На сцену Александринского (тогда – Пушкинского) театра Сергей Паршин впервые вышел еще студентом мастерской Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд – весь курс был занят в спектакле «Последняя жертва». Именно они привили тогда еще совсем молодому актеру свое понимание законов и задач творчества. И именно под их руководством Сергей Паршин сыграл в своих первых, еще студенческих, спектаклях: «Валентин и Валентина» М.Рощина, «Тартюф» Мольера, «Любовь, джаз и черт» Ю.Грушеса. После окончания института молодой артист был принят в труппу академического театра драмы им. А.С.Пушкина и первые сезоны играл небольшие роли в спектаклях по современной советской драматургии и в русской классике:«Иней на стогах» Л.Моисеева (1973), «Час пик» Е.Ставинского (1973), «Горячее сердце» А.Островского (1973), «На дне» М.Горького (1973), «Похождения Чичикова» по Н.Гоголю (1974) и другие. Первой серьезной работой Сергея Паршина должна была стать роль Кости Кучерявенького в спектакле по пьесе Л. Зорина «Театральные фантазии». Это был веселый, музыкальный и, по тем временам, очень острый спектакль. Но, к сожалению, из-за разногласий с руководством автор забрал пьесу из театра. Одной из первых по-настоящему ярких творческих удач стала роль Труффальдино в спектакле Н. Шейко по сказке К.Гоцци «Зеленая птичка» (1976). В буффонном представлении, разыгранном в традициях итальянской комедии масок, Сергей Паршин заявил о себе как о замечательном комедийном актере, способном к импровизации, тяготеющем к яркой зрелищной театральности. Критика писала: «Плутоватый и остроумный, его герой запомнился зрителям как одно из ярких достижений спектакля. Дело тут и в уверенном владении техникой, и в так свойственном молодому артисту чувстве юмора, умении смеяться над своим персонажем и в то же время прощать ему, видеть в герое что-то близкое себе». Именно эта, отмеченная рецензентами, пластичность, темпераментность, органичность, отличные внешние данные, способность органично существовать в спектаклях самых разных режиссеров позволили Сергею Паршину легко войти в актерский ансамбль театра. Среди его персонажей были столь несхожие между собой: Джордан («Аэропорт» А.Хейли, 1977), Баннинг Кук («Рембрандт» Д.Кедрина, 1977), Редкозубов («Унтиловск» Л.Леонова, 1978), Кудашев («Тринадцатый председатель» А.Абдуллина, 1980), Боркин («Иванов» А.Чехова, 1981), Белан («Мелодия для павлина» О.Заградника, 1983), Филург («Лисистрата» Аристофана, 1989), Скотинин («Недоросль» Д.Фонвизина, 1990) и другие. Новый плодотворный творческий период в актерской биографии Сергея Паршина начался с 1993 года, когда после небольшого перерыва артист вернулся на родную александринскую сцену. Роль чеховского Платонова в одноименном спектакле Светланы Миляевой по-новому раскрыла драматическое дарование артиста. Тонкая психологическая нюансировка роли позволила актеру создать образ «лишнего человека», силы и талант которого не были востребованы жизнью. И почти одновременно он сыграл абсолютную противоположность чеховскому герою - предприимчивого Лазаря Подхалюзина в комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» (режиссер В.Голуб) - человека недалекого, но обладающего хитростью и деловой хваткой, ради выгоды пренебрегающего любыми нравственными нормами. В 1990-е годы среди его героев были Андрей Прозоров («Три сестры» А.Чехова, 1996, режиссер Ростислав Горяев), осторожный царедворец Толстой ( Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее Ф.Горенштейна, 1997, режиссер Александр Галибин), неугомонный хитрец и провокатор Кочкарев («Женитьба» Н.Гоголя,1998, режиссер Александр Галибин), благородный лорд Уиндермир («Веер леди Уиндермир» О.Уайльда, 1998, режиссер Александр Белинский), дальновидный расчетливый политик Василий Шуйский («Борис Годунов», 1999, режиссер Арсений Сагальчик), добродушный Иван Гуторин («Вицмундир» П.Каратыгина, 1999, режиссер Елена Черная) устремленный в небеса незадачливый ловелас Савва Любезный («Орнитология» А.Строганова, 1999, режиссер Роман Смирнов), земной и сметливый слуга Сганарель («Дон Жуан» Мольера, 2000, режиссер Геннадий Тростянецкий). Бесспорной творческой удачей артиста стала роль Городничего в спектакле Валерия Фокина « Ревизор » (2002).За роль Городничего Сергей Паршин был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» и Государственной премии России (2003). Сегодня Сергей Паршин - ведущий артист Александринского театра, Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России. На выставке представлены фотографии артиста: портреты и сцены из спектаклей Александринского театра разных лет - от самых ранних студенческих ролей до современного репертуара (Городничий - Ревизор , Салтыков - Ксения. История любви , Федя Протасов - Живой труп , Николай - Изотов , Папа - Счастье , Иван Петрович Войницкий - Дядя Ваня ). Конечно же, небольшое выставочное пространство не позволяет во всей полноте представить репертуарный диапазон этого выдающегося мастера петербургской сцены, Активный компонент левитры - варденафил , а потому и сам препарат нередко так называют. поэтому выставка познакомит зрителей с основными этапами творческой жизни артиста. Рядом с фотографиями посетители смогут увидеть афиши, плакаты и сценические костюмы Сергея Паршина . Все экспонаты - из фондов Музея русской драмы и архива Александринского театра. Посетить выставку смогут не только завсегдатаи Театральной библиотеки, но и все поклонники творчества Сергея Ивановича Паршина . Театральная библиотека открыта с 11.00 до 19.00 ежеденевно, кроме воскресенья. А на сцене Александринского театра до конца июня можно посмотреть спектакли с участием Сергея Паршина (22 мая и 9 июня - Живой труп ; 26 мая и 7, 19 и 28 июня - Ревизор ; 3 июня - Изотов ; 5 июня - Ксения. История любви ; 26 июня - Дядя Ваня ).