Выставка к 100-летию спектакля В.Э.Мейерхольда "Дон Жуан"
В Царском фойе Александринского театра при поддержке благотворительного фонда Александринский открывается выставка, посвященная 100-летию со дня премьеры легендарного спектакля Всеволода Эмильевича Мейерхольда Дон Жуан , созданного им в соавторстве с выдающимся театральным художником Александром Яковлевичем Головиным . Дон Жуан Мольера был первым спектаклем, осуществленным в рамках новой репертуарной программы, ориентированной на постановку мирового театрального наследия. И новой репертуарной политики, проводимой директором императорских театров В.А.Теляковским. Лучшие пьесы русского и зарубежного классического репертуара возобновлялись на александринской сцене в постановках молодых режиссёров-новаторов: В.Э.Мейерхольда и Ю.Э.Озаровского. Соединение театрального традиционализма и новаторства, по мысли Теляковского, должно было вывести погрязший в рутине императорский театр на новый художественный уровень. Премьера Дон Жуана состоялась 9 ноября 1910 года. Театр, по свидетельству Теляковского, был совершенно переполнен зал имел нарядный вид. С первого акта на сцену стали вызывать как артистов, так и режиссёра Мейерхольда и художника Головина. Вызовы эти продолжались в течение всего представления. Вся публика была довольна и по окончании спектакля долго не расходилась и раз двадцать вызывала исполнителей . Здесь царил дух яркой праздничной театральности. Никакого бытового жизнеподобия, никакой воображаемой четвертой стены , отделяющей артистов от зрительного зала. Игровое пространство было максимально приближено к публике: действие преимущественно разворачивалось на просцениуме, перекрывающем оркестровую яму до самого первого ряда. И артист, игравший Сганареля, слугу Дон Жуана, мог во время действия вступать в диалог со зрителями, среди которых было много его знакомых. Такие спонтанные актерские импровизации, выходы из роли, провоцировали публику на живой непосредственный отклик. Подобные сценические приемы выявляли площадную, балаганную природу театра как такового. Действо было стилизовано под придворный спектакль времен самого Мольера. До появления персонажей на сцену в темно-зеленых камзолах и пудренных париках выходили Суфлеры с внушительными фолиантами в руках, чинно рассаживались за специально приготовленные ширмы, раскрывали тексты, готовясь подавать артистам реплики. Свет в зале не гасили. А на сцене в двух огромных бронзовых канделябрах и трех изящных люстрах были приготовлены настоящие восковые свечи. Их зажигали маленькие вездесущие арапчата - слуги просцениума. Огромный матово-голубой ковер, закрывающий весь сценический помост, делал их шаги легкими и бесшумными. Они, словно по волшебству, появлялись и исчезали, в нужный момент подавали артистам оружие, поправляли костюмы и прически, меняли декорации , отдергивая живописный задник, стилизованный под старинный золотой гобелен. И сами персонажи Дон Жуана казались сошедшими со старинной французской шпалеры. Одна из рецензий на спектакль так и называлась О чём рассказал гобелен . Спектакль имел четко выстроенную музыкально-пластическую партитуру, действие было ритмически организовано. Артисты почти протанцовывали свои роли, с необыкновенной легкостью меняя маски и обличия. В каждой следующей сцене Дон Жуан выходил в новом, еще более роскошном одеянии, представая то блестящим светским щеголем, обольстительным насмешником, то циничным пройдохой, то азартным игроком. За множеством масок невозможно было угадать его подлинной сущности. Беспечность, с которой Дон Жуан принимал вызов Командора, позволила критику Павлу Громову сравнить его с мотыльком над бездной . Близость бездны , приближение катастрофы, несущей гибель миру утонченной рафинированной культуры ощутили тогда немногие. Ослепительный в своем праздничном великолепии спектакль Мейерхольда, соединивший в себе трагедию и балаган, стал провозвестником нового театра. И нового ХХ-го века. Мейерхольдовскому Дон Жуану была уготована удивительно долгая сценическая жизнь: почти 25 лет (с перерывами) он не сходил с александринской сцены. После премьеры 1910 года спектакль постоянно шел в репертуаре до конца сезона 1914/1915 гг. Смерть выдающегося русского актера Константина Александровича Варламова - короля русского смеха , игравшего Сганареля, слугу Дон Жуана, - казалось, навсегда прервала существование спектакля. Но после революции, в ситуации всеобщей растерянности и хаоса, для укрепления репертуара было принято решение о возобновлении лучших репертуарных спектаклей. В 1918 году Дон Жуан ненадолго вновь появился в афише театра, роль Сганареля вместо ушедшего из жизни К.А.Варламова стал исполнять И.М. Уралов. Спектакль возобновлялся в 1922 году без участия режиссёра (Сганареля сыграл Б.А.Горин-Горяйнов). И, наконец, в 1932 году Вс. Э.Мейерхольд создал новую редакцию спектакля, в которой были убраны некоторые второстепенные персонажи, поменялись исполнители большинства ролей, но роль Дон Жуана неизменно исполнял Юрий Михайлович Юрьев. И неизменным оставался финал, в котором героя настигала небесная кара адское пламя преисподней. Финал немыслимый для 1932 года! Но, по мнению самого Мейерхольда: Финал Дон Жуана со всеми этими атрибутами является неизменным элементом сценической формулы романтического театра, неизбежным слагаемым стиля романтической драмы . На выставке представлены костюмы персонажей мольеровской комедии, выполненные по эскизам А.Я. Головина. Каждый костюм уникальное произведение театрально-декорационного искусства начала ХХ века. Коллекция эскизов декораций и костюмов к спектаклю Дон Жуан , хранящаяся в Государственном русском музее, далеко не полная. Некоторые эскизы безвозвратно утрачены. Но сами костюмы сохранились! Благодаря этому мы имеем возможность воссоздать облик спектакля и его персонажей. Перед нами: Дон Луис - отец Дон Жуана, 2-й слуга Дон Жуана, Суфлёр, Сомнительная личность, Матюрина, крестьянка, соблазненная Дон Жуаном. В отдельной витрине представлен один из костюмов Сганареля, дошедший до нас в сильно перекроенном виде: роскошный живописный халат, облекавший некогда монументальную фигуру К.А.Варламова, в 1945 году для спектакля Великий государь был перешит в боярский кафтан. Рядом с каждым костюмом расположена фотография исполнителя роли в данном костюме. На информационных стендах можно увидеть фотографии, программки, афиши Дон Жуана 1910, 1918 и 1932 годов. Костюмы Дон Жуана, Дона Алонсо и Гусмана, конюшего доньи Эльвиры можно увидеть в Головинском зале Музея русской драмы (5 этаж). На протяжении четверти века в этих костюмах артисты Александринского театра выходили на сцену, затем костюмы 75 лет хранились в костюмерных цехах. В год столетия легендарного спектакля они вновь предстали перед александринской публикой. Оформила выставку дизайнер Елена Зырянова.