Выставка "Александр Константинович Шервашидзе - художник Императорской сцены"
14 февраля 2012 года в 16.00 в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке открывается выставка «Александр Константинович Шервашидзе – художник Императорской сцены» . Совместный проект Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки и Александринского театра посвящен 145-летию выдающегося российского сценографа. Выставка продлится до 20 марта. На выставке представлены работы петербургского периода творчества Шервашидзе, с 1906 по 1918 годы служившего в качестве декоратора-исполнителя и художника-постановщика Императорских театров. За 11 лет работы в Императорских театрах Шервашидзе оформил около 40 спектаклей и как декоратор-исполнитель и как художник. Театральная библиотека располагает внушительной коллекцией эскизов Александра Шервашидзе, насчитывающей 428 листов, поступивших в фонд в 1919 году в составе уникальной Монтировочной библиотеки Санкт-Петербургских Императорских театров. Размеры экспозиции, к сожалению, не позволяют представить творческое наследие художника в полном объеме, но познакомят публику с важными, этапными для художника спектаклями. Прежде всего, это легендарный «Шут Тантрис» Э.Хардта в постановке Вс.Э.Мейерхольда (Александринский театр, 1910) и «Трагедия о Гамлете, принце Датском» В.Шекспира в постановке Ю.Э.Озаровского (Александринский театр, 1911). Именно в этих спектаклях Александр Шервашидзе был в полной мере востребован как авторитетный знаток искусства Средневековья и Возрождения и тонкий стилист, способный не только соблюсти историческую достоверность, но и передать «дух» ушедшей эпохи. По воспоминаниям поэта Максимилиана Волошина, Шервашидзе в своих эскизах был не только исторически достоверен, но и давал «ряд характерных поз и жестов, которые могут быть неоценимы при постановке хоров и массовых сцен». На выставке представлены эскизы к опере Н.И.Казанли «Миранда» (Мариинский театр, режиссёр П.Мельников, 1910), взятые затем В.Э.Мейерхольдом для спектакля «Шут Тантрис» . На одном из эскизов сохранились карандашные пометки Мейерхольда. Будучи великолепным стилистом, Александр Шервашидзе никогда не забывал о технологии и практическом использовании декорации, костюмов и бутафории: «В эскизе все должно быть понятно работникам производственных мастерских, а сам костюм удобен актеру, отвечая индивидуальным особенностям его фигуры. Костюм также должен соответствовать цветовому решению декорации, создавать «музыку цвета». Эта удивительно нежная «музыка цвета» присутствует не только в эскизах, но и в самих костюмах, созданных по эскизам Мастера. В собрании Александринского театра сохранилось 11 костюмов из спектакля «Гамлет» 1911 года. Два из них находятся в постоянной экспозиции Музея русской драмы при театре. Остальные хранятся в фондах музея и более полувека не были доступны зрителям. На выставке представлены: платье Придворной дамы, колет от костюма Корнелия, костюм Актера из Пролога «Мышеловки» и костюм Озрика, принадлежавший выдающемуся театроведу ХХ века, автору монументальных трудов по истории русского театра, в молодости игравшему на александринской сцене, В.Н.Всеволодскому-Гернгроссу. Каждый костюм к тому же несет в себе множество «слоев» разных театральных времен. Отдельная витрина посвящена спектаклю «Тот, кто получает пощечины» Л.Андреева (Александринский театр, режиссёра Н.В.Петров и Л.С.Вивьен, 1915). Пьеса эта в 1915 году пользовалась невероятной популярностью и была поставлена одновременно не только в Петербурге и Москве, но и во многих крупных провинциальных городах. На выставке представлены эскизы 5 костюмов из фондов библиотеки и фотографии из архива театра. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил для выставки фотографии из спектаклей «Гамлет», «Шут Тантрис» и «Крещенский вечер, или Всё, что хотите» В.Шекспира (Михайловский театр, режиссёр Ю.Л.Ракитин, 1912). Выставка организована при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга и благотворительного фонда «Александринский».