ТЕАТР СТО ЛЕТ НАЗАД: СЕЗОН 1924–1925 ГОДОВ
Сезон 1924–1925 годов стал для Государственного академического театра драмы (такое название носил Александринский театр) временем активного художественного поиска и организационных изменений. Под художественным руководством Юрия Юрьева театр стремился сохранять академические традиции и в то же время соответствовать задачам времени в освоении современной драматургии и новых художественных методов.
В театре была сформирована режиссёрская коллегия. В её состав вошли двенадцать постановщиков, придерживавшихся порой кардинально разных художественных взглядов. Среди них — Евтихий Карпов, Леонид Вивьен, Николай Береснев, Сергей Радлов, Константин Хохлов, Виктор Раппапорт, Борис Горин-Горяйнов, Александр Бенуа. Разнообразие подходов отразилось в репертуаре, сделав его неоднородным, но предельно разнообразным.
В течение сезона было выпущено 15 премьер. Спектакли шли не только на сцене Академического театра драмы, но и в Академическом театре оперы и балета (Михайловском театре). Начинающий режиссёр Леонид Вивьен поставил спектакли «Смерть Пазухина» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Пигмалион» Бернарда Шоу и «Когда спящий проснётся» Михаила Загорского (совместно с Николаем Бересневым). Зрители увидели «Лизистрату» Аристофана в постановке Сергея Радлова, «Изгнание блудного беса» Алексея Толстого в режиссуре Николая Петрова и их совместную работу — «Волчьи души» по произведениям Джека Лондона.
Среди других премьер — «Джентльмен» Александра Сумбатова-Южина (режиссёр Евтихий Карпов), «Авантюрист» Сомерсета Моэма (режиссёр Борис Горин-Горяйнов), «Святая Иоанна» Бернарда Шоу (режиссёр Виктор Раппапорт), «Герой» по пьесе Джона Синга (режиссёр Николай Береснев), «Царь Эдип» Софокла (режиссёр Константин Хохлов).
При театре продолжала работу Школа русской драмы, преобразованная в Студию Акдрамы. Студийцы участвовали в массовых сценах и эпизодах репертуарных спектаклей, а также представили собственные учебные работы: «Полубарские затеи» Александра Шаховского (режиссёр Виктор Раппапорт) и «Иван Козырь и Татьяна Русских» Дмитрия Смолина (режиссёр Леонид Вивьен).
В репертуар вернулись спектакли прошлых лет: «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (режиссёр Николай Смолич) и «Вечерняя зоря» Франца Бейерлейна (режиссёр Евтихий Карпов). Специально к гастролям немецкого артиста Александра Моисси был поставлен спектакль «Привидения» Генрика Ибсена (режиссёр Евтихий Карпов). К приезду Константина Станиславского — «Горе от ума» Александра Грибоедова (режиссёр Евтихий Карпов), в котором он исполнил роль Фамусова. В возобновлении «Ревизора» Николая Гоголя роль Городничего исполнил Владимир Давыдов. Также был представлен вечер в честь 100-летия Малого театра: сцены из пьес «Недоросль», «Бедность не порок» и «Ревизор».
Сезон сопровождался обсуждениями в профессиональной среде. Критики отмечали, что при большом числе постановок театру не удается сохранить художественную цельность. По итогам года, в конце сезона 1924–1925 годов, решением коллегии был выбран главный режиссёр — им стал Николай Петров. Его задачей стало формирование более последовательной репертуарной политики. Именно в этот период началось движение к обновлению, которое определило дальнейшее развитие театра в 1930-е годы.