ПЁТР ПЕТРОВИЧ ГНЕДИЧ. 170 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
30 октября 2025 года исполняется 170 лет со дня рождения Петра Петровича Гнедича (18(30).10.1855 — 16.07.1925) — писателя, драматурга, редактора, переводчика, искусствоведа и популяризатора искусства. С Александринским театром его биография связана неразрывно. Пётр Петрович Гнедич — создатель и редактор «Ежегодника императорских театров», с 1891 г. — член Театрально-литературного комитета. В 1901–1909 гг. — заведующий труппой Александринского театра.
Как писатель дебютировал в конце 1870-ых гг.. А.П. Чехов считал Гнедича одним из самых одаренных стилистов своего времени, А.Р. Кугель называл «человеком литературы». Первая пьеса Гнедича «Птичка в западне» была поставлена на сцене Александринского театра, позднее здесь же с большим успехом и подолгу шли его пьесы «На хуторе», «Зима», «Женя» (любимая пьеса и роль М.Г. Савиной), «Завещание», «Старая сказка», исторические пьесы «Ассамблея», «Венецейский истукан». В «Горящих письмах» в 1891 на сцене Морского собрания флотского экипажа дебютировала В.Ф. Комиссаржевская. Пьеса «Перекати-поле» в 1890 удостоена Грибоедовской премии. В сезон 1918/19 центром репертуара Александринского театра стали его пьесы «Холопы» и «Декабрист».
Будучи также профессиональным художником, окончившим Академию художеств, Гнедич большое значение придавал художественному оформлению спектакля. Он — автор эскизов декораций к своим пьесам, ставившимся на александринской сцене, среди которых «На хуторе» (1883), «Горящие письма» (1886), «Старая сказка» (1886), «В цветах» (1886), «Перекати-поле» (1890), «Брак» (1893), «Ассамблея» (1912), а также к постановкам пьес других драматургов, в частности к спектаклю «Тушино» А.Н. Островского (1888). К некоторым спектаклям он также делал эскизы костюмов и бутафории.
Поставил несколько спектаклей в Александринском театре, в том числе гоголевские: «Женитьба» (1909) и «Ревизор» (1908).
Свои искусствоведческие статьи Гнедич собрал в 1885 в книгу «История искусств с древнейших времен», позднее переработав ее в трехтомную «Историю искусств». Искусствоведческие труды Гнедича неоднократно переиздавались. В последние годы писал мемуары, охватывающие период до 1918 года и изданные под названием «Книга жизни».
Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.