Пополнение фондов Музея русской драмы
Архив Александринского театра и фонды Музея русской драмы при театре пополнились уникальными документами из семейного архива наследников артиста и режиссёра Александринского театра Юрия Эрастовича Озаровского (1869-1924). Долгие годы эти документы бережно хранились в семье сына Юрия Эрастовича - Николая Юрьевича Озаровского - морского офицера, командовавшего в годы Великой Отечественной войны дивизионом канонерских лодок, защищавших блокадный Ленинград. Правнучка Озаровского - Ада Левоновна Мелконян - передала в дар театру программки спектаклей, фотографии Озаровского в жизни и в спектаклях Александринского театра, подборку материалов к сценическому юбилею артиста (25-летию на сцене Императорских театров), рукописные и машинописные варианты его рассказов, а также комедий и водевилей: Проказы вертопрашки, или Наказанный педант , Весёлый компот, или Как учились наши деды , В тисках светской жизни . В числе документов есть и рисунки Озаровского 1896 года. уничтожение клопов В семейном архиве Озаровских-Мелконян также сохранились произведения, написанные сестрой Юрия Эрастовича - известной собирательницей русского северного фольклора Ольгой Эрастовной Озаровской. В числе портретов Ольги Эрастовны есть ее фотография в подлинном старинном русском костюме, в котором она исполняла собранные фольклорные песни и былины. Ее автобиографическая повесть, рассказы и пьесы также переданы в фонды Александринского театра. Юрий Эрастович Озаровский служил в Александринском театре с 1892 по 1915 год в качестве артиста, а затем и режиссёра. В числе его постановок Гамлет В.Шекспира (1911), Три сестры А.П.Чехова (1910), Вишнёвый сад А.П.Чехова (1905), "Где тонко, там и рвётся" И.С.Тургенева (1908) и др. Юрий Озаровский преподавал на Императорских драматических курсах при театре. В числе его учеников известные деятели театра: Елизавета Тиме, Всеволод Всеволодский-Гернгросс, Вера Юренева, Борис Глаголин, Ида Рубинштейн. Озаровский впервые ввел в программу драматических курсов мимику и пластику, изучение способов гримировки. Он выпустил первый учебник для чтецов "Музыка живого слова". Ему принадлежит заслуга создания музея петербургского быта елизаветинской, александровской и николаевской эпох "Старый домик", который располагался в Соляном городке. В 1920 году эмигрировал, жил и работал сначала в Праге, затем в Загребе и, наконец, в Париже. Умер в 1924 году в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.