Поличинелло - персонаж "Поэмы без героя"
Вчера, 22 июня 2009 года в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Бес попутал в укладке рыться... ( Pro domo mea ) . Выставка, названная строкой из Поэмы без героя посвящена сразу двум юбилеям: 120-летию Анны Ахматовой и 20-летию музея. На выставке представлена живопись, графика, театральные костюмы, куклы из фондов Музея Анны Ахматовой, Государственного Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, Музея Театра марионеток им. Е. Деммени и Александринского театра. Музей Александринского театра предоставил для выставки костюм Поличинелло - персонажа из 2-картины спектакля Вс. Мейерхольда Маскарад (1917 г.), созданный по эскизу А.Я.Головина. Именно этот маскарадный персонаж стал одним из главных действующих лиц Поэмы без героя Анны Ахматовой. Возвышающийся над шумной толпой маскок, одетый в пестрый маскарадный костюм ( размалеван пестро и грубо, полосатой наряжен верстой ), Поличинелло словно призрак ушедшей в небытие эпохи несколько раз возникает в поэме, но до сих пор впрямую нигде не было указано, что за образ имела в виду Анна Ахматова. С героем Поэмы без героя Поличинелло неожиданно идентифицировал куратор выставки Аркадий Ипполитов, увидев эскиз А.Я.Головина и сохранившийся костюм в фондах Музея Русской драмы Александринского театра. В многогранном литературном наследии Анны Ахматовой Поэма без героя занимает центральное место, концентрируя в себе весь предыдущий опыт ее поэтической жизни и определяя уникальное положение ее поэзии в русской литературе. Персонажи Серебряного века продолжали жить в поэзии Ахматовой, доказывая, что цивилизация не умерла, но еще существует. Поэма Ахматовой не воспоминание, не увлекательный мемуар о том, что прошло невозвратно. В Поэме без героя воскрес беспорядочный маскарад начала века, без которого культура Петербурга немыслима. Фонтанный дом, квартира Ахматовой - это именно то место, куда явилась к ней пестрая толпа Поэмы без героя . Поэтому задачей выставки, посвященной двйоному юбилею в Фонтанном доме, стало визуальное воплощение видения поэта. выставка делится на две части: в первом зале зрителя встречают персонажи маскарад, явившиеся на святочный бал в Шереметевский дворец посреди заснеженного, заброшенного города. театралные рисунки Головина, Калмакова, судейкина как бы запечатлели всех этих новогодних сорванцов , о которых говорится в поэме. Параллельно им представлены фотографии и портреты реальных прототипов героев Поэмы , куклы, созданные Ольгой Глебовой-Судейкиной, которой, в сущности, поэма посвящена, костюм, в котором она танцевала свою Коломбину и многие другие раритеты, связанные с образным строем поэмы. Ключомк этому балу, устроенному в выставочном зале музея, является флорентийский сундук XVIII века, принадлежавший Ахматовой, из которого символически выходят Арлекин и Коломбина, прелестные старинные куклы-марионетки. Эта небольшая инсталляция - дословное прочтение слов бес попутал в укладке рыться , которые Анна Ахматова считала ключом к Поэме . Вторая часть экспозиции - реальность , окружавшая поэта. Вокруг портрета А.Ахматовой работы К.Петрова-Водкина (из собрания Русского музея), изображающего ее именно как Поэта с большой буквы, того поэта, который и является главным героем Поэмы без героя , расстилается заснеженный и опустошенный Петербург-Петроград, застывший на графических листах художника Ивана Ваулина. Тот Петербург, по которому и пронеслась толпа ряженых из 1913 года, чтобы явиться в новогодний вечер автору.