ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВА. К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
3 июля исполняется 135 лет со дня рождения Николая Васильевича Петрова (1890-1964) — режиссёра и педагога, чья творческая биография неразрывно связана с Александринским театром.
Николай Петров вошёл в историю Александринского театра как один из тех режиссёров, чьё творчество в 1920-е годы определило поворот академической сцены к современному репертуару. Его путь в театре начался в 1910 году, когда он был приглашён на должность помощника режиссёра. Ученик студии Александра Адашева и режиссёрского класса Владимира Немировича-Данченко, Петров быстро проявил себя: уже в 1915 году состоялась его первая самостоятельная постановка — «Тот, кто получает пощёчины» по пьесе Леонида Андреева. В том же году он стал ассистентом Всеволода Мейерхольда в легендарном «Маскараде», а в 1920-е годы начался его стремительный взлёт как режиссёра.
Петров возглавлял Государственный академический театр драмы (такое название носил Александринский театр) в 1925–1933 годах, став сначала главным режиссёром, а позднее и художественным руководителем театра. В этот период он поставил спектакли, ставшие этапными для советской сцены: «Конец Криворыльска» (1925), «Бронепоезд 14-69» (1927), «Рельсы гудят» (1928), «Ярость» (1930). Эти работы критика охарактеризовала как «первые победы» театра на пути освоения современной драматургии. Вершиной его творчества стал спектакль «Страх» (1931) по пьесе Александра Афиногенова, который называли «самым художественно целостным и законченным спектаклем Петрова».
Режиссёр активно пропагандировал современную советскую драматургию. Считая своей задачей «повернуть тяжёлый дредноут Академического театра», делал ставку на новые пьесы и молодых артистов.
Помимо режиссуры, Петров внёс заметный вклад в театральную педагогику. Вместе с Леонидом Вивьеном он работал над созданием новой системы обучения артистов, возглавлял Театр-студию при Государственном академическом театре драмы. Позднее руководил актёрским и режиссёрским факультетом ГИТИСа. Его студийные эксперименты, включая постановку «Фауста и города» Анатолия Луначарского (1920), демонстрировали смелость в работе с формой. После ухода из Госдрамы в 1933 году Петров возглавил Театр русской драмы в Харькове, работал в театрах Москвы, но несколько раз возвращался в качестве приглашённого режиссёра-постановщика. В 1936 и 1937 годах вышли спектакли «Салют, Испания!» (созданный совместно с Сергеем Радловым) и «Банкир», в 1954 году – «Они знали Маяковского».
За 50 лет творческой деятельности Петров осуществил более 500 постановок, но именно Александринский театр остался для него главной площадкой, где он сформировался как мастер и где создал свои самые значительные работы.