Открытие выставки "Страсти по Шекспиру, или Что угодно"
28 апреля 2014 года в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства открывается выставка Страсти по Шекспиру, или что угодно , приуроченная к 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира. Александринский театр предоставил фотографии, видеофрагменты спектаклей и экспонаты из фондов Музея русской драмы : 17 костюмов из спектаклей Гамлет (режиссер Г.М.Козинцев, художник Н.И.Альтман, 1954), Двенадцатая ночь (режиссер Л.С.Вивьен, художник А.Г.Тышлер, 1951). Макбет (режиссер Л.С.Вивьен, художник В.И.Козлинский, 1940), Гамлет (режиссер Ю.Э.Озаровский, художник А.Г.Шервашидзе, 1911), а также бутафорскую мебель из козинцевского Гамлета и макет сценографии А.Д.Боровского к спектаклю В.В.Фокина Гамлет (2010). Для масштабной шекспировской выставки также предоставили экспонаты БДТ им. Г.А.Товстоногова и МДТ-Театр Европы. Выставочное пространство превращено в шекспировский космос , где артефакты театральной истории - своего рода планеты, иногда всем известные, а иногда незаслуженно забытые, но не утраченные. Здесь можно увидеть звезд мирового театра, начиная с Ричарда Бербеджа, первого исполнителя шекспировских пьес в лондонском театре Глобус . И портреты тех, кто пришел ему на смену: Д. Гаррика, В. Каратыгина, Г. Ирвинга, Э. Росси, С. Моисси, М. Чехова, С. Михоэлса, Л. Оливье, П. Скофилда, И. Смоктуновского, В. Высоцкого - история знает множество замечательных шекспировских актеров. Но в основном на выставке представлена русская шекспириана XX века. Разные интерпретации знаменитых текстов, иногда неожиданно перекликающиеся во времени, создают нескончаемый разговор персонажей с автором, который для зрителя становится разговором о времени и о себе. Гамлет говорит актерам: Цель театра держать зеркало перед природой, являть всякому веку его подобие и отпечаток . В 1920 30 е годы этой цели следовали режиссеры Н. Акимов и С. Радлов, в 1940 50 е - Г. Козинцев и Н.Охлопков. В 1960 80 е годы эстафету подхватили Г. Товстоногов, А. Эфрос, Ю. Любимов, Г. Панфилов, а на рубеже тысячелетий - Л. Додин, Э. Някрошюс, В. Фокин . Сегодня свою шекспириану создает режиссер Ю. Бутусов, а самой громкой премьерой нынешнего театрального сезона стал спектакль Театра наций Гамлет , где все роли сыграл Е. Миронов. Традиция, идущая от театра Глобус , позволяет делать что угодно, если лицедейство проникает в суть вещей. По настоящему театральной выставку делают костюмы шекспировских героев К. Симонова, Е. Лебедева, О. Борисова, Е. Копеляна, И. Чуриковой, О. Яковлевой, эскизы и макеты декораций А. Бенуа, М. Либакова, В. Щуко, В. Ходасевич, А. Тышлера, Н. Альтмана, Д. Боровского, Э. Кочергина, Д. Крымова, А. Шишкина. Они показывают, в какие одежды рядились актеры и сцена. Художники 1920 30 х годов проявляли склонность к гротеску. Работы 1940 50 х годов историчны и живописны. В 1960 70 е годы театр снял пышные сценические одежды, чтобы вернуться к истокам, уподобляясь Лиру: Долой с себя все лишнее! Впервые экспонируются эскизы Д. Афанасьева к новаторскому спектаклю Ромео и Джульетта в постановке Е. Шифферса, запрещенному в 1964 году, и эскизы В. Шухаева к спектаклю Отелло в магаданском лагерном театре, где волею судьбы в 1940 е годы встретились многие талантливые артисты. Выставка продлится до 10 августа 2014 года .