Открытие 252-го сезона и II Международного театрального фестиваля "Александринский"
15 сентября 2007 года премьерой спектакля Чайка в постановке выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы Александринский театр открывает свой 252-ой сезон и одновременно II Международный театральный фестиваль Александринский . Имя выдающегося польского театрального режиссера Кристиана Люпы не столь широко известно петербургской публике. Его спектакли, признанные во всем мире, - в России лишь редкие фестивальные гости. (Пару лет назад на фестивале Балтийский дом Люпа привез свой легендарный спектакль Калькверк Т.Бернхарда.) А между тем Кристиан Люпа, много лет работающий в Старом театре Кракова обладатель всех престижных театральных наград, создатель более 30 спектаклей. В том, что Кристиан Люпа рискнул ставить Чайку в ее родовом гнезде - в Александринском театре, со сцены которого, потерпев сокрушительный провал, начала она свой бессмертный полет, - чувствуется некий вызов. Вызов не только тому первому неудачному представлению 1896 года, но и всей истории последующих постановок. Для своего спектакля Люпа выбрал не канонический мхатовский вариант пьесы, публикуемый во всех собраниях сочинений, а тот ранний вариант, который был игран только в Александринке, сохранившийся по режиссерскому экземпляру 1896 года в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке. Да и этот текст значительно сократил, оставляя открытым финал. Что, безусловно, вызовет множество споров и критических замечаний в адрес постановщика. Но так ли уж это важно для живого театрального процесса? Да и боялся ли когда-нибудь Люпа досужих упрёков и пересудов, воплощая свои театральные фантазии в многочасовых спектаклях-путешествиях, наполненных философской и экзистенциальной рефлексией? Польский режиссер, гражданин мира, человек культуры, странствующий философ и комедиант, в современном прагматичном мире он остается последним рыцарем Театра, который воспринимается им как некий путь в Неведомое. При всей кажущейся простоте, открытости и даже какой-то детскости в нем явственно ощущается жесткий, несентиментальный взгляд на мир и глубокое, почти магическое знание тайн человеческого естества, заглянуть в которые способен далеко не каждый. Много лет он ведет ежедневные дневниковые записи, формулируя свои мысли о театре и о жизни как таковой. Из этих мыслей возникают театральные манифесты, появляются книги, в числе которых Лабиринт , Утопия и ее обитатели , Утопия-2 , Подглядывание , Путешествие в сторону Неведомого ). Но всё это лишь вершина айсберга под названием Театр Кристиана Люпы . Будем надеяться, что александринская Чайка станет ярким воплощением этого театра. В этом году фестиваль представит лучшие спектакли не только европейских национальных театров, но и познакомит петербургских зрителей с традиционным театром Кореи. 19 и 20 сентября Центр Искусств Кён Ги (Южная Корея) покажет музыкально-поэтическую драму Цветок скорби. Кисенг (режиссер Чон Вун Бонг), действие которой происходит в 18 веке в доме жриц любви. 24 и 25 сентября компания Rumpelpumpel представит спектакль Квартет Х.Мюллера по роману Ш. де Лакло Опасные связи (режиссёр Маттиас Лангхофф ). Искусных любовников, вступивших в азартный поединок с жизнью, играют ведущие актеры Комеди Франсез Мюриэль Майетт и Франсуа Шатто. 8 и 9 октября в рамках проекта Дни Италии в Санкт-Петербурге Пикколо театро ди Милано покажет свой легендарный спектакль Джорджо Стрелера Арлекин - слуга двух господ К.Гольдони. Этот год для Пикколо поистине юбилейный: исполнилось 60 лет театру и спектаклю Арлекин , весной 2007 года торжественно праздновалось 300-летие драматурга Карло Гольдони, и наконец, исполнителю роли Арлекина - Ферруччо Солери исполняется 80 лет! На фестивале Пикколо театр 30 и 31 октября покажет свою последнюю премьеру - комедию К.Гольдони Веер в постановке нынешнего художественного руководителя театра Луки Ронкони . В этом спектакле зрители вновь встретятся с легендарной стрелеровской актрисой Джулией Лаццарини . Спектакль Веер создан при поддержке еще одного крупнейшего национального театра - Одеон (Франция). И наконец, 19 и 20 октября Шведский королевский театр (Драматен) , в котором много лет работал Ингмар Бергман, представит вниманию публики шекспировского Макбета в постановке Стаффана Вальдемара Хольма - художественного руководителя Драматена. Билеты на фестивальные спектакли можно приобрести в кассе театра (т. 312-15-45) и во всех театральных кассах города. Стоимость билетов на фестивальные спектакли такая же, как и на спектакли Александринского театра - от 100 до 1500 рублей. В рамках фестиваля с 15 по 17 сентября пройдет Международная конференция Национальный театр в интеркультурном пространстве . А также творческие встречи с создателями спектаклей-участников фестиваля.