ОБРАЗ ПЕТРА I НА АЛЕКСАНДРИНСКОЙ СЦЕНЕ
9 июня — день рождения Петра Великого, первого императора Всероссийского, основателя Санкт-Петербурга. Петр I не раз становился героем драматических произведений, находивших свое воплощение на сцене. История Александринского театра помнит три таких спектакля.
Долгое время изображение на сцене представителей императорской семьи было под запретом. Впервые представитель правящей династии стал героем спектакля в 1912 году. В комедии Петра Гнедича «Ассамблея» (постановка Анатолия Долинова) на сцену вышел Петр I в исполнении Ильи Уралова. По сюжету он благословлял на свадьбу пару влюбленных, счастью которых препятствовали родители. Герой Ильи Уралова был «строгим хозяином и добрым отцом» своих подданных, которого волнуют «все мелочи налаживающегося строительства страны». Спектакль пользовался большой популярностью. Впечатление на зрителей производила не только игра актерского ансамбля мастеров Александринской сцены, но и сама возможность увидеть на сцене первого императора России — Петра Великого.
В 1930-е годы искусство вновь обратилось к образу Петра I. В 1935 году в Ленинградском государственном театре драмы (Александринском) состоялась премьера спектакля «Петр Первый» по пьесе Алексея Толстого (постановка Бориса Сушкевича). Репетиции проходили при участии автора пьесы. Исполнитель роли Яков Малютин создавал образ, «идущий от реального трагического переживания». Петр I в его исполнении был человеком мятущимся, «реальным и правдивым». В следующей редакции спектакля (1938) заглавную роль стал играть Николай Черкасов. В его трактовке император представал величественным справедливым правителем с безусловным положительным обаянием, «символом своей страны».
В 1997 году в спектакле «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» по пьесе Фридриха Горенштейна (постановка Александра Галибина) было представлено новое прочтение образа императора. Виктор Смирнов играл Петра I как «памятник самому себе». Его герой был лишен бытовых черт, становился воплощение нечеловеческой мощи и неумолимой государственной воли. «У Петра — Смирнова не шаг, а поступь, от которой пригибаются к земле, что руку он заносит для удара, глаза мечут молнии, слова подобны грому», — писала критика.
Вместе с тем, самым известным стал кинообраз, созданный артистом Александринского театра Николаем Симоновым в легендарном фильме «Петр Первый» (1937-1938). Его трактовка роли правителя, объединяющего в себе государственную мудрость, неукротимую энергию и почти стихийную мощь, стала канонической для миллионов зрителей.