Находки и открытия реставраторов
Здание Александринского театра вновь преподносит реставраторам неожиданные находки. В ходе реставрационных работ на своде ротонды в императорских апартаментах под слоем штукатурки была обнаружена живопись: золотые звёзды на голубом небе. Эта роспись упоминается в так называемой Сдаточной ведомости Карла Ивановича Росси, где она названа хорошей живописью. В результате многочисленных ремонтов и переделок помещения потолок был закрашен белой краской, а в центре свода была установлена лепная розетка. В конце XIX века весь облик ротонды изменился. Её перестали оклеивать бумажными обоями и полностью заштукатурили. Реставраторы нашли кусочки первоначальных пунцовых обоев, наклеенных на французскую газету, выходившую в Санкт-Петербурге в 1832 году с фрагментом театральной рецензии. Безусловно, восстанавливать первоначальную отделку стен сейчас не представляется возможным. Однако плафон ротонды сейчас восстанавливается. Мотив росписи звёздное небо это своеобразный парафраз на тему немецкого романтического театра. Хозяйкой этой ложи была императрица Александра Федоровна (Александрина), в честь которой и назван театр, была по рождению прусской принцессой. Одним ярких из впечатлений ее юности была постановка оперы Моцарта "Волшебная флейта" в декорациях Карла Фридриха Шинкеля. Для этого спектакля он сочинил волшебный занавес, изображающий голубое небо с золотыми звездами. Естественно Александрина захотела в своих апартаментах создать театральную атмосферу, напоминающую ей об одном из любимых спектаклей. Сейчас реставраторы заканчивают воссоздание этого плафона. В убранстве зала Александринского театра, к сожалению, сохранилось очень мало подлинных фрагментов первоначальной отделки. Тем ценнее находки реставраторов. Но бывают и такие случаи, когда находки оказываются на поверхности. Речь идёт лишь о датировке тех или иных декоративных деталей. Так было известно, что резной золочёный декор барьера центральной императорской ложи подлинный, созданный по эскизу Росси. Однако то, что резной балясник, ограждающий места за креслами тоже относится к 1832 году, выяснилось лишь в процессе нынешней реставрации. На нём выявлены следы первоначального золочения. А когда был вскрыт мягкий поручень, то под семью слоями бархатной обивки был обнаружен поручень из полированного лимонного дерева. Он-то и был задуман архитектором. Этот барьер балясник после реставрации займёт свое законное место в зале и будет выглядеть так, каким могли его видеть зрители пушкинской эпохи. Под слоем штукатурки на стенах зрительного зала были обнаружены фрагменты отделки, относящейся ко второй половине XIX века. Стены зрительного зала изначально были оклеены холстом, затем расписаны. Первоначальная роспись, созданная по эскизам Росси, не сохранилась. Лишь в некоторых местах за перегородками между ложами видны фрагменты холста с металлическими гвоздиками, которыми холст крепился к стене. В течение XIX века рисунок росписи неоднократно менялся. На фотографии 1894 года видна разделка стен под филенки. По светлому фону были прорисованы тёмные рамы. В ходе натурных исследований были найдены подлинные фрагменты этой отделки. На светло-лимонном фоне хорошо читаются филенки коричневато-кофейного цвета. Именно этот тон стен и предполагают реставраторы взять за основу для воссоздания отделки стен зрительного зала.