КИНО В ИСТОРИИ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА
18 мая 2025 года завершила свою работу лаборатория «КиноТеатр». Эскизы спектаклей, представленные в рамках лаборатории в Медицентре, стали современным продолжением диалога двух искусств. В Александринском театре, с его богатой историей, подобные эксперименты приобретают особый смысл, связывая разные эпохи и поколения художников. Здесь работали режиссеры, чьи имена стали символами отечественного кинематографа.
Среди них — выдающийся советский режиссер кино Григорий Козинцев. Его постановки «Отелло» (1944) и «Гамлета» («Гамлет, принц Датский», 1954) стали не только театральными событиями, но и мостом к будущим киношедеврам. Козинцев обращался к сцене в периоды «затишья» в кинопроцессе. Режиссер называл театральный процесс «громоздким», но именно сцена позволяла ему искать новые формы выразительности и способы воплощения классического материала. Его спектакли в Александринском были экспериментами по исследованию Шекспира и природы его произведений.
Премьера «Отелло» (1944) состоялась в Новосибирске, куда в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована труппа. Спектакль шел на александринской сцене и после возвращения артистов в Ленинград. Спустя десять лет, в 1954 году, Козинцев вернулся в Александринский для постановки спектакля «Гамлет, принц Датский». Эта работа предвосхитила его будущий кинематографический шедевр 1964 года. Для Козинцева работа над «Гамлетом» в театре была творческой лабораторией. Здесь режиссер «пробовал» материал, искал визуальные решения: некоторые из них позднее угадывались в фильме. В работе над спектаклем участвовал композитор Дмитрий Шостакович, с которым Козинцев будет сотрудничать и на киноплощадке.
Не менее интересен опыт Сергея Микаэляна, известного зрителю по фильмам «Иду на грозу» и «Влюблен по собственному желанию». В 1973 году он поставил в Александринском театре спектакль «Из жизни деловой женщины» по пьесе Анатолия Гребнева, впоследствии шедший в репертуаре более десяти лет. Эта постановка стала его последней сценической работой. Долгое время совмещая работу в театре и в кино, после 1973 года Микаэлян полностью посвятил себя кинематографу.
История Александринского театра знает еще множество примеров творческого пересечения театра и кино. В 1920-30-е годы Борис Сушкевич, будущий художественный руководитель театра, пробовал себя в кинорежиссуре. Владимир Ромашков, создатель фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница», 1908), считающегося «первым произведением российского киноискусства», в 1937-1939 гг. был актером Александринского театра. Александр Пантелеев, также один из первых русских кинорежиссеров, начинал здесь как артист. С Александринским театром связана творческая биография Бориса Бабочкина: этой сцене он служил в 1931-1936 гг., и это период создания легендарного фильма «Чапаев» (1934), где он сыграл заглавную роль; позднее у артиста появились и режиссерские работы в кино. Михаил Пярн, артист, танцовщик и постановщик хореографии в спектаклях Александринского театра, работал на Киностудии детского фильма и Рижской киностудии. Ростислав Горяев, поставивший в Александринском семь спектаклей, параллельно работал режиссером на Рижской киностудии. Григорий Никулин и Николай Береснёв успешно совмещали театральную режиссуру с работой на «Ленфильме».
Внимания заслуживают судьбы Михаила Гагарского, начинавшего как кинорежиссер, но нашедшего себя в театре, и Марии Барабановой, перешедшей от актерской работы к режиссуре. Захар Ерухимович (Аграненко), работавший в театре режиссером-ассистентом, впоследствии стал известным кинорежиссером на «Мосфильме». Борис Светлов, артист Александринского, имел впечатляющую режиссерскую фильмографию. Кино становилось пространством творческого поиска и для Александра Галибина и Владимира Воробьёва.
К языку кино неоднократно обращался Валерий Фокин. В его творчестве театр и кино сосуществуют на протяжении почти всего режиссерского пути. На экране созданы 17 работ, в том числе кинофильмы: «Транзит» (1983), «Превращение» (2002), «Петрополис» (2021); телефильм «Нумер в гостинице города NN» (2003 г.) отмечен Премией ТЭФИ.
Все эти примеры показывают, как тесно переплетены судьбы театра и кинематографа в стенах Александринского театра.