Дебют Валерия Фокина на оперной сцене
5 октября 2007 года Большой театр России откроет 232-ой сезон премьерой оперы П.И.Чайковского " Пиковая дама " в постановке художественного руководителя Александринского театра народного артиста России Валерия Фокина . Для режиссера, также как и для дирижера - известного музыканта Михаила Плетнева - работа над оперой Чайковского стала дебютом в Большом театре. Сам режиссер в интервью "Российской газете" сказал: "Это абсолютно новая для меня история: оказалось, что опера - совершенно другая планета со своими законами жанра, со своими психологическими взаимоотношениями. Весь процесс работы показал мне, что режиссеру в опере недостаточно быть просто подготовленным, создать замысел, иметь собственную сценическую партитуру. Здесь надо обладать особым даром - умением раскрывать музыку и переводить ее на внятный язык для артистов, и, кроме того, - обладать целым рядом специфических способностей и знаний музыкального характера. "Пиковая дама" - одна из любимых моих опер, и я выучил ее партитуру почти наизусть. Но и этого оказалось мало: надо уметь цитировать любую музыкальную реплику из партитуры... Музыка выражает невероятные вещи! А вокал вообще чудо: никакой драматический монолог не сможет выразить то, что дано человеческому голосу... Я считаю, что "Пиковая дама" - абсолютно мистическое произведение. О чем оно? О предопределенности. Ни Графиня, на Лиза. ни Германн не могут избежать своей судьбы. Лиза и Графиня в Летнем саду видят Германна и поют вместе: "Опять он здесь". Они поют вместе не случайно: и для той и для другой эта сцена - предзнаменование, рок, судьба. Они не случайно и появляются вместе и поворачиваются одновременно на Германна, потому что они двойники. И это очень важно для меня. Петербург вообще такой город: он меняется, лжет, отражается, оборачивается, живет своей жизнью независимо от того, кто им правит. Это город-фантом, выскочивший из воды... Мне хотелось сделать некий образ города: не бытовой, конечно, а условный... Независимо от результата я понимаю, что эта работа - бесценный опыт для меня. Я вообще очень серьезно отношусь к дебюту: мне близка мысль Ежи Гротовского, что независимо от физического возраста надо пытаться дебютировать всегда. Теперь я переживаю волнение, внутреннюю борьбу, потому что многого просто не знаю: каждый день все открываю и открываю что-то новое для себя". ("Российская газета" от 26.09. 2007). То, что премьера состоится именно 5 октября для Фокина символично - ровно пять лет назад 5 октября 2002 года спектаклем " Ревизор " он дебютировал на сцене Александринского театра, открыв долгосрочную театральную программу "Новая жизнь традиции". Вскоре спектакль был удостоен Государственной премии России, Высшей национальной театральной премии "Золотая Маска" и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит". Над спектаклем также работали: художник Александр Боровский , сочинивший сценографию ко всем последним постановкам Фокина, хореограф Сергей Грицай , также работавший над спектаклями "Ревизор" и " Двойник ", хормейстер Валерий Борисов , художник по свету Дамир Исмагилов . Научным консультантом спектакля стал доктор искусствоведения, профессор Александр Чепуров , возглавляющий творческо-исследовательскую часть Александрниского театра. Ведущие партии исполняют "звезды" Большого театра Бадри Майсурадзе, Елена Образцова и др.