Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения - выставка в Третьяковской галерее
27 марта 2014 года в Государственной Третьяковской галерее (Крымский вал, д. 10) открывается выставка Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения , на которой будут представлены около 300 экспонатов из 23 музеев и частных коллекций России и стран ближнего зарубежья. Центральное место в экспозиции занимают 19 костюмов из музейного собрания Александринского театра, созданные по эскизам А.Я.Головина к легендарному спектаклю Вс.Э.Мейерхольда Маскарад (1917 г.). Наряду с таинственной Дамой с круглой маской и зловещей фигурой Неизвестного перед московской публикой впервые за долгие годы предстанут персонажи из 2-й картины спектакля: маски комедии дель арте (Арлекин, Смеральдина, Поличинелло, Джиарлатано, Шут), герои древних легенд и волшебных сказок Тысячи и одной ночи (Маг, Домино, Черная Дама, Тирселин, Черкешенка, Дама из Кашмира), героини популярных балетов и опер (Долорес, Мария, Гитана, Лолотта. Симонетта, Маркитантка). Организаторы выставки намеренно взяли для экспонирования костюмы только из второй картины - именно Маскарада , где среди шумной пестрой маскарадной толпы происходила потеря браслета и завязывалась роковая интрига, завершившаяся гибелью Нины. Концепция выставки заявляет Головина как ярчайшего представителя Серебряного века, выразившего в своем творчестве основные стилистические особенности искусства символизма и стиля модерн в России. А тема всеобщего маскарада, обманности, призрачности маскарадного мира и роковой предопределенности судеб героев, кружащихся в маскарадном вихре, стала одной из центральных тем Серебряного века. Александр Головин и Всеволод Мейерхольд в своем грандиозном пророческом Маскараде как никто другой выразили тревожную предреволюционную эпоху. Позднее критики назвали спектакль мрачной, трагической увертюрой ко всему ХХ-му веку. «Маскараду» было суждено стать последним драматическим спектаклем Российской Империи. «Когда занавес из крепа опустился, за ним появилась черная длинная фигура в белой маске… Прохождением этой фигуры смерти под панихидное пение фактически закончились императорский театр и царская Россия!.. Два момента в истории царствования Николая Второго представляют символику последнего из царей: Ходынка в начале – ужас человеческой гекатомбы, на которой воздвигается трон; и гримаса великолепного маскарада – накануне детронации. Кровавые крестины и пышные театральные похороны…» (Александр Кугель). Много лет костюмы и декорации спектакля считались утраченными. Последний раз спектакль на сцене Александринского театра сыграли 1 июля 1941 года. Через несколько дней в декорационный склад попала авиабомба и часть декораций сгорела. В эвакуацию в Новосибирск театр не взял с собой оформление Маскарада , всю блокаду оставшиеся декорации и костюмы оставались в хранилищах, а спектакль играли в концертном варианте. После войны Маскарад в силу многих причин не возобновили. И лишь в середине 1990-х годов в театре началась работа по созданию музейного фонда театрально-исторической мебели, костюмов, реквизита и бутафории, были найдены и атрибутированы многие сохранившиеся предметы из мейерхольдовского Маскарада . Организаторы масштабного выставочного проекта в Третьяковской галерее постарались представить творчество Александра Головина во всем многообразии: помимо костюмов будут эспонироваться живописные произведения, графика, эскизы костюмов и декораций, а также предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственной театральной библиотеки и др. Выставка продлится до 24 августа 2014 года .