АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ. К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА
Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Александра Константиновича Глазунова (29 июля (10 августа) 1865 – 21 марта 1936) – выдающегося композитора, дирижера и педагога. Имя Александра Глазунова вписано и в историю Александринского театра. Его авторству принадлежит музыкальная партитура легендарного спектакля Всеволода Мейерхольда «Маскарад» (1917). Музыка Александра Глазунова к «Маскараду» считается одним из выдающихся образцов синтеза драматического и музыкального искусств. Услышать её в Александринском театре можно и сегодня – в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего».
Творчество Александра Глазунова охватывало многие музыкальные жанры. В 16 лет он представил свою Первую симфонию (1882), которая сразу была высоко оценена публикой, критикой и старшими коллегами. Цезарь Кюи писал, что ее юный автор «является композитором во всеоружии таланта и знания». За свою жизнь Глазунов создал восемь симфоний, многочисленные симфонические поэмы («Стенька Разин», «Лес», «Море», «Кремль»), концерты для солирующих инструментов с оркестром, квартеты, романсы и произведения во многих других жанрах. В 1905 году Глазунов был избран директором Санкт-Петербургской консерватории, в 1922 году был удостоен звания народного артиста Республики.
Сотрудничество Александра Глазунова с Императорскими театрами началось в 1890-е. В 1898 году на сцене Мариинского театра был представлен балет «Раймонда» в хореографии Мариуса Петипа, впоследствии ставший классикой русского балетного репертуара. В 1890-м – одноактные балеты «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» и «Времена года» (также в сотрудничестве с Петипа). Для драматического театра с 1913 по 1917 годы композитор создал музыку к придворному спектаклю «Царь Иудейский» (в Эрмитажном театре) и «Маскараду» в Александринском. Представленный зрителям 25 февраля 1917 года, «Маскарад» стал последним спектаклем Российской Империи, и позже был назван её «реквиемом».
В работе над постановкой «Маскарада», начатой ещё в 1910-1911 годах, режиссёр Всеволод Мейерхольд предъявлял исключительно высокие требования к ее музыкальному оформлению. Изначально в качестве композитора был приглашен Михаил Кузмин. Однако его музыкальное решение не подошло Мейерхольду, стремившемуся выстроить драматическую структуру спектакля по симфоническим законам. Так работа была передана Александру Глазунову, в те годы уже заслуженному, известному композитору и признанному мастеру жанра. Критики писали: «Кто из ныне живущих русских композиторов пользуется наибольшей популярностью? Чье первоклассное мастерство ни в ком не вызывает ни малейшего сомнения? <...> Одно только имя.... Это имя – А.К. Глазунов».
Композитор создал для спектакля «Маскарад» целый музыкальный мир. Музыкальные картины – от блестящих танцевальных номеров (кадриль, мазурка, полонез) до проникновенного романса Нины «Когда печаль слезой невольной» и торжественно-трагической «Панихиды» в финале – были решены не набором номеров, а воплотились в цельное произведение с множеством разнохарактерных образов и единой музыкальной драматургией. В партитуру спектакля Глазунов вписал и сочинения Михаила Глинки: «Одна из фигур кадрили [была] построена на теме романса… ”Венецианская ночь”, в сцену бала введен материал из его же “Вальса-фантазии”».
Премьера 1917 года стала началом долгой сценической жизни спектакля. Когда в 1938 году Мейерхольд представил новую, третью редакцию постановки, он изменил, в том числе, музыкальную драматургию, сократив некоторые фрагменты, связанные с «таинственностью». Однако музыка Глазунова надолго осталась фундаментом спектакля, позволившем артистам играть его в концертном исполнении без декораций и сценических костюмов. Так, например, это было в Новосибирске (1942 год), где театр находился в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
Оригинальная партитура Александра Глазунова к спектаклю «Маскарад» сохранилась. В Александринском театре в разные годы ее фрагменты исполнялись на юбилейных вечерах: в 1974 году – на торжестве к 100-летию Мейерхольда, в 1982-м – в спектакле «Юбилей, или Театральный разъезд…»; появлялась в программе концертных выступлений артистов. В XXI веке прозвучала в спектакле режиссера Игоря Селина «Маскарад» (2003), звучит и сегодня в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» (2014) по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Вс. Мейерхольда (1917).