120 лет со дня рождения народного артиста СССР Константина Скоробогатова
6 марта отмечается 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Константина Скоробогатова. К юбилею артиста телеканал Культура 6 марта в 11. 15 покажет художественный фильм Пирогов , в котором главную роль - Николая Ивановича Пирогова - блистательно сыграл Константин Васильевич Скоробогатов (Режиссер - Г.М.Козинцев). В Академический театр драмы им. А.С.Пушкина К.В.Скоробогатов пришел в 1936 году из БДТ. Первые работы Скоробогатова эпизодическая роль Федора в Свадьбе Кречинского , Роман Круча в Банкире , Вернон в Мачехе были замечены и одобрены, как и острый сценический рисунок, найденный актером для роли немецкого шпиона Галкина-Келлера в Очной ставке . Но звездный час для Константина Васильевича наступил позже, в 1939 году, когда он получил роль Суворова в спектакле Полководец Суворов : после премьеры об актере заговорил весь город. В исполнении Скоробогатова Суворов предстал не богатырем, не эксцентрическим чудаком, а героем солдатских и крестьянских исторических песен: отец родной , наш батюшка . Актер не затушевывал колючесть характера своего героя: его Суворов, со смешным хохолком из седых волос на голове, нахохлившийся как птица, с летящей походкой, озорничал со вкусом, дурачился, разыгрывая придворных, был насмешлив и обидчив. В том же 1939 году, когда состоялась премьера Полководца Суворова , Скоробогатову поручили роль Ленина в пьесе Ленин . В те годы это было почетным и ответственным поручением, которое доверялось не каждому: Константин Васильевич же после сыгранного в кино Пугачева (1936), после Суворова обрел репутацию мастера исторического портрета. Скоробогатова обычно называли в одном ряду с первыми исполнителями роли Ленина с Б.Щукиным и М.Штраухом, хотя и упрекали за некоторое опрощение образа великого человека. Он меньше, чем его предшественники, был похож на Ленина, да и не стремился к портретному сходству, но более настойчиво старался снять бронзу с этого образа: в рецензиях писали о мягкости, задушевности, обаянии и доброте его Ленина. Григорий Козинцев, работавший со Скоробогатовым над фильмов Пирогов , а в театре во время репетиций Отелло , ощутил его страсть к причудливому, чему-то фантастическому, при совершенной жизненности характера . Эта жизненность характера сохранялась во всех образах, созданных актером, в Суворове и Градобоеве, в шекспировском Яго. Одной из последних работ Константина Васильевича стал Лука ( На дне , 1956). В этом спектакле актер отказался от разоблачения Луки, наделил своего героя искренним сочувствием к униженным и оскорбленным, желанием утешить их, помочь добрым словом, и в рецензиях Луку Скоробогатова называли светлым , благостным , добродушным . В 1950-е годы, кроме Градобоева и Луки, актер играл Крутицкого ( На всякого мудреца довольно простоты ), Клавдия ( Гамлет ), Лемма ( Дворянское гнездо ), Шварца ( Потерянный сын ). В 1960-е годы по состоянию здоровья он реже выходил на сцену, но в его репертуаре неизменно оставался Лука. Пьеса На дне , лежавшая у истоков творческой биографии Скоробогатова, завершила сценическую биографию мастера. (По материалам статьи В.М.Мироновой для Александринской энциклопедии)