ШВЕДСКИЙ КОРОЛЕВСКИЙ ТЕАТР
Шведский королевский театр , или Драматен, как называют его сами хозяева, не намного моложе старейшего российского театра, впервые он поднял занавес перед придворной публикой в 1787 году. Его основатель, шведский король Густав III , бывший, кстати, двоюродным братом русской императрицы Екатерины II , прославился как преданный любитель изящных искусств, его можно было бы назвать Людвигом Баварским из Стокгольма. При Королевском театре почти сразу же открывается и школа драматического искусства, активно работающая и по сей день. Одной из самых знаменитых ее учениц в свое время была Грета Гарбо.
В эпоху Густава III на королевской сцене ставились пышные спектакли в духе французского классицизма, но с начала 19 века театр перестает быть сугубо придворным, здесь ставят произведения Шекспира и Шиллера, также в репертуаре появляются пьесы шведских писателей-романтиков Ю.Стагнелиуса и Б.Бескова.
ХХ век проходит в Драматене под знаком «новой драмы». И здесь особое место занимают произведения великого шведского писателя Августа Стриндберга, с именем которого связывают расцвет шведского театра. Именно через его драматургию раскрывается тенденция к глубокой интеллектуально-психологической насыщенности, свойственная спектаклям Драматена наравне с острой социальной проблематикой. Социальную направленность носили спектакли крупнейшего режиссера Королевского театра ХХ века – А.Шёберга. Наряду с национальной шведской драматургией он ставил Г.Ибсена, Ж.Сартра, Ф.М.Достоевского, затрагивая на этом материале проблемы взаимодействия человека и истории, личности и политических сил.
Сегодня Шведский королевский театр связан с Россией не только постановками русской классики. Драматен много раз привозил свои спектакли в Москву и Петербург. Еще в 1980-е годы на состоявшихся в Москве гастролях были показаны постановки Ингмара Бергмана: «Гамлет» У.Шекспира и «Фрекен Жюли» А.Стриндберга, позволившие русскому зрителю судить о театральном творчестве великого маэстро, бывшего в эту пору художественным руководителем Драматена. Тогда спектакли Бергмана поразил критиков стилистическими контрастами, властным ритмом и каллиграфической точностью в деталях, а В.Гаевский назвал его спектакли «мистерией наших дней».
Осенью 2003 года Драматен привозил на фестиваль театров Европы, проходивший в Малом Драматическом театре в Петербурге, спектакль «Шведская летняя ночь» по пьесе Эрланда Йозефсона в постановке Эвы Бергман, дочери великого режиссера. Историю жизни и творческих поисков Андрея Тарковского режиссер попыталась рассказать как притчу о "загадочной русской душе".
Осенью 2007 года, на втором фестивале в Александринском театре, Драматен представил 19 и 20 октября спектакль «Макбет» У.Шекспира в постановке Стеффана Вальдемара Хольма - художественного руководителя Шведского Королевского театра. В спектакле остро ощутимы современные тенденции и стилистические контрасты, присущие сегодня европейскому театру. Анахронизмы, сознательное смешение разных эпох и злободневный поп-арт «Макбета» Хольма неожиданно перекликаются с финалом бергмановского «Гамлета» 1980-х годов, где в финале автоматчики Фортинбрасса расстреливали оставшихся в живых.