ЛУКА РОНКОНИ
Родился 8 марта 1933 года в Сузе (Тунис). Закончил Академию драматического искусства в Риме в 1953 году и работал актером около 10 лет.
В 1963 году впервые начал работать как режиссёр в составе компании Gravina / Occhini / Pani / Ronconi / Volont é, где он создал спектакль «Добрая жена», созданной из двух пьес Гольдони – «Честная девушка» и «Добрая жена». В 1966 году он поставил «Трагедию мстителя» (The Chalenging ) Мидделтона и Роули, за что критики провозгласили его одним из ведущих представителей итальянского авангардистского театра. Международную славу ему принесла постановка «Неистового Роланда» (Orlando Furioso) (1969) Ариосто, ставшая выдающимся театральным событием; она исключительно успешно гастролировала по Италии и заслужила признание во всём мире.
С 1975 по 1977 год он работал директором театрального отдела Венецианской биеннале, а с 1977 по 1979 основал и руководил Лабораторией театрального планирования в Прато.
Семидесятые стали свидетелями незабываемых постановок, среди которых «XX» Уилкока (1971), «Орестея» Эсхила (1972), «Утопия» Аристофана (1976) и «Вакханки» Эврипида для Лаборатории Прадо (1977), «Кальдерон» (1978) П. Пазолини и «Башня» Гуго фон Гофмансталя (1978). В 1980-е вершинами поисков Ронкони – а заодно и неоспоримыми высотами в истории послевоенного итальянского театра – стали «Ignorabimus » Хольца (1986), «Диалоги кармелиток» Бернаноса (1988) и чеховские «Три сестры» (1989).
С 1989 по 1994 он возглавлял Театро Стабиле в Турине. В этот период наиболее яркими спектаклями стали: «Странная интерлюдия» Ю. О’Нила, «Трудный человек» Г. фон Гофмансталя и «Последние дни человечества» Крауса (все 1990), последняя из которых была поставлена в машинном отделении в Линготто в Турине и стала лучшим спектаклем театрального сезона. В апреле 1994 он был назначен на должность директора Театра Рима, где поставил такие великие пьесы, как «Аминта» Тассо (1994), шекспировского «Короля Лира», ибсеновского «Пера Гюнта» (1995), «Этот ужасный переполох на Виа Мерулана» Гадды (1996) и «Братьев Карамазовых» Достоевского (1998).
С 1 января 1999 Ронкони выступает в качестве Художественного руководителя Театра Пикколо в Милане и Директора Школы актёров Пикколо. В начале работы в Пикколо он поставил «Жизнь есть сон» Кальдерона и «Мечту» Стринберга зимой 2000 года. В сезоне 2000 – 2001 он руководил постановкой «Лолиты» В. Набокова, «Венецианских близнецов» К. Гольдони, «Феникса» М. Цветаевой и «Candelaio » Бруно, а в следующем сезоне постановкой «Что знала Мази» Джеймса, и «Бесконечностей» математика Барроу. Летом 2002 он поставил для Театро Греко в Сиракузах «Прометея прикованного» Эсхила, «Вакханок» Эврипида и «Лягушек» Аристофана (позже исполнявшихся также в Театре Дж. Стрелера в Милане) и одновременно «Любовь в зеркале» Андреини в Ферраре. Следующее лето он провёл в Парме с «Как жаль, что она шлюха» Форда (которую исполняли также в Театро Студио в Милане). В Генуе, Культурной столице Европы 2004 года, он поставил «Кентавра» Андреини. В 2005 году он принёс на сцену «Литературный дневник» Леото с Джорджи Альбертацци и Анной Проклемер, за которым последовали «Профессор Бернгарди», выпущенный Пикколо, и «Солдаты» Ленца, поставленные со студентами Театральной школы.
В 2006 году он был приглашён на 5 постановок в рамках зимних Олимпийских Игр в Турине: «Троил и Крессида» Шекспира, "Акты войны" трилогия Эдуарда Бонда, «Biblioetica Dizionario per l’ uso» Корбеллини, Донги и Массеренти (совместная постановка с Клаудио Лонги), «Молчание коммунистов» Фоа , Мафаи и Рейчлина, «Lo specchio del diavolo» Руффоло; две последние ставились также в Пикколо.
В сезоне 2006/2007 годов он поставил «Веер» Гольдони в Пикколо (к 300-летию со дня рождения венецианского драматурга) и «Из тонкого воздуха, или превращения Барона Лаборда» Германа Броха. Для Туринской книжной ярмарки он поставил «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Как оперный режиссёр ставил классику итальянской оперы: «Набукко» и «Трубадур» Верди (1977), «Норма» Беллини (1978), «Макбет» ( 1980), «Травиата» ( 1982), «Аида» ( 1985) Верди и «Тоска» Пуччини (1997), а также оперы, созданные по другую сторону Альп – «Кармен» Бизе (1970); «Золото Рейна» Вагнера (1979), «Дон Жуан» Моцарта (1990 и 1999), «Лоэнгрин» Вагнера (1999). Ронкони также исследует менее изученные лакуны музыкального театра, такие, как великие сезоны итальянского барокко («Орфей» Росси, 1985; «Орфей» и «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди - обе в 1998; «Коронация Поппеи» Монтеверди, 2000), а также современное оперное искусство («Средство Макропулоса» Яначека, 1993; «Поворот винта» Бриттена , 1995; «Теорема» Баттистелли, 1996; «Ариадна на Наксосе» Штрауса, 2000). Особенно удачными были признаны его постановки произведений Россини: «Севильский цирюльник» (1975), «Моисей и Фараон на пути к Красному морю» (1983), «Путешествие в Реймс» (1984), «Вильгельм Телль» (1988), «Риччардо и Зораида» (1990), «Армида» (1993), «Синдерелла» (1998), «Хозяйка озера» (2001). Среди последних оперных постановок также «Король Лир» Реймана для Реджиа ди Торино (2001), « Юлий Цезарь» Генделя (Мадрид 2002), новая версия « Моисея и Фараона» Россини (Театр Ла Скала – Арчимболди, 2003), «Альфонсо и Эстрелла» Шуберта (Кальяри, 2004), «L ’ Europa Riconosciuta» Сальери (по случаю открытия после реставрации Ла Скала в декабре 2004 года), «Севильский цирюльник» (Песаро, 2005), «Фальстаф» Верди (Маджио Музикале Флорентино, 2006), и наиболее поздняя «Турандот», которая открывала текущий сезон в Королевском театре в Турине.
В феврале 2004 в Палаццо Реале в Милане открылась первая выставка картин, куратором которой был Ронкони: «Антонис Ван Дейк – итальянские оттенки» .
Среди многочисленных наград, полученных за сорокалетнюю карьеру, VI Европейская Премия театра, Taormina Arte (Апрель 1998), Премия UBU за лучшие театральные сезоны “ Sogno Project ” в 2001, «Лолита» в 2001, «Бесконечности» в 2002 и «Профессор Бернгарди» в 2005.
На II Международном театральном фестивале «Александринский» 30 и 31 октября 2007 г. был представлен спектакль «Веер» в постановке Луки Ронкони (Пикколо театр ди Милано, Италия, Национальный театр "Одеон", Франция).