АНЖЕЛЕН ПРЕЛЬЖОКАЖ
Хореограф и художественный руководитель Балета Прельжокажа-Национального Хореографического Центра в Экс-ан-Провансе,Рыцарь Ордена Почётного легиона
«Что может тело?»
На заре каждого нового спектакля передо мной возникает этот вопрос, поставленный Спинозой в «Этике».
И каждый раз подступают сомнения.
Особенно перед восьмым концертом Антонио Вивальди «Времена года».
Парадокс?
Есть ли ещё в этой музыке - такой известной, привычной, заигранной - сюрпризы, теневые стороны, секреты? Можно ли очистить засаленности (которым она подвергалась особенно в последние десятилетия), эту – в конечном счёте – столь чувственно метеорологическую музыку?
Как?
Я пригласил к работе над спектаклем Фабриса Ибера, за работой которого уже долгое время слежу с вниманием, любопытством и глубоким интересом; мне показалось, что этот художник – самая малоочевидная фигура для подобного проекта, а значит, - самая необходимая.
Анжелен Прельжокаж – самая яркая звезда в плеяде хореографов, появившихся во Франции в 80-х годах прошлого века.
Родился он в 1957 году в Шампини-сюр-Марн в семье албанских эмигрантов. Получил классическое хореографическое образование, потом серьёзно увлекся роком и, наконец, нашёл призвание в современном танце. После стажировки у Карины Ванер в Школе Канторум поехал в Нью-Йорк (1980) к Мерсу Каннингему. Вернувшись во Францию, Прельжокаж поступил в Национальную консерваторию современного танца в Анжере (класс Виолы Фарбер). В 1982 стал членом труппы Доминика Багуэ. В 1984, в сотрудничестве с Мишелем Клементисом, Прельжокаж создал свой первый спектакль - «Колониальная авантюра». Следующий его балет, «Чёрный рынок» получил в 1985 году приз Министерства культуры на XVII хореографическом конкурсе в Баньоле. Создает собственную труппу в Шампиньи-сюр-Марн и ставит для нее "Белые слёзы" (1985) и "Памяти нашихероев" (1986).
В 1987 году, став лауреатом премии «Вилла Медичи за пределами стен», он отправляется в Японию изучать театр Но. По возвращении ставит композиции для Авиньонского фестиваля и Национального Центра современного танца. В 1992 году Анжелен Прельжокаж получает «Национальный Гран-при танца», вручаемый Министерством культуры, а в 1993 году его вместе с труппой приглашают в Парижскую Оперу, где он показывает вечер одноактных балетов «В честь Русских сезонов». В 1994 году для труппы Парижской Оперы он ставит «Парк» на музыку Моцарта. В следующем году он работает в Шатоваллоне и Мюнхенском балете. Он также получает в Москве, в Большом театре Приз «Бенуа де ла данс» за «Парк».
В 1996 году его труппа обосновывается в Экс-ан-Провансе. Иностранные компании включают в свой репертуар некоторые его вещи: Балет Монте-Карло восстанавливает «Видение розы», Тосканский балет — «Пьянящие вина плоти», Парижская Опера — «Благовещение», Балет Нанси — «Белые слезы», а балет Хельсинки — «Видение розы». Анжелен Прельжокаж получает «Бесси» (13-е присуждение Нью-Йоркского Приза за танцевальное и театральное искусство) и премию «За достижения в музыкальном искусстве».
В 1998 году он получил титул художественного советника в Дойче Опер в Берлине и рыцаря ордена Почетного Легиона. В этом же году он создает «Казанову» для балета Парижской Оперы. Сочинения Прельжокажа ставятся в Рио-де-Жанейро, Лиссабоне, Берлине, Хельсинки, вновь в Авиньоне.
Прельжокаж переосмысливает такие балетные шедевры как «Свадебка», «Парад», «Видение розы» и «Весна священная» (2001).
Мэтр французского комикса Энки Биляль создаёт декорации для прельжокажевских «Ромео и Джульетты» (в трактовке Прельжокажа, вечная история любви разворачивается в лагерной зоне), ультрамодный электоронный дуэт «Аir ” пишет музыку для постановки 2003 года "Near Life Experience", а другие электронщики, «Granular Synthesis», создают саундтрек к балету «N» (2004).
Балет "Времена года..." Анжелен Прельжокаж создал на музыку Антонио Вивальди ("этим танцем я хочу дать вам услышать "Времена года" так, как если бы вы слышали эту пьесу в первый раз"). Соавтором Прельжокажа стал Фабрис Ибер - современный художник, который создал целую фабрику по производству POF (прототипов предметов в действии), выворачивающих наизнанку наше представление о реальности.
Анжелен Прельжокаж регулярно сотрудничает с такими известными художниками как Энки Билал («Ромео и Джульетта»,1990), Горан Вейвода (Пейзаж после битвы - Paysage après la bataille, 1997), Air (Near Life Experience, 2003), Granular Synthesis (“N”, 2004), фабрис Ибер («Четыре сезона» Les 4 saisons…, 2005), Карлхайнц Штокхаузен Karlheinz Stockhausen (Eldorado - Sonntags Abschied, 2007), Жан Поль Готье («Белоснежка», 2008), Констанс Гиссе (Канатоходец - Le Funambule, 2009)…
Его постановки вошли в репертуары таких крупных компаний, как Ла Скала в Милане, Нью-Йорк Сити балет, Берлинская опера, Paris Opera Ballet.
Прельжокаж является создателем короткометражных фильмов («Почтальон. Мрачные мысли» Le postier, Idées noires, 1991) нескольких полнометражных лент, в частности «Связующее звено» Un trait d’union (1992) и «Благовещение» Annonciation (2003), за которые хореограф получил “Гран при за фильм об искусстве” в 2003 году, первый приз конкурса “Видео-танец” в 1992 году и приз Пражского видео фестиваля в 1993 году.
После этого он работал над несколькими фильмами, представляющими его собственные хореографические работы: «Строгальщики» Les Raboteurs с Сирил Коллар Cyril Collard, 1988; вдохновленный картиной Гюстава Кайботта, «Черный павильон» Pavillon Noir с Pierre Coulibeuf в 2006; Eldorado / Preljocaj с Оливье Ассайа Olivier Assayas в 2007; «Белоснежка» в 2009.
Творчеству Анжелена Прельжокажа посвящено несколько книг, таких как «Анжелен Прельжокаж» (2003), «Черный павильон» Pavillon Noir (2006) и «Анжелен Прельжокаж. Топология невидимки» Angelin Preljocaj, Topologie de l’invisible (2008).
На протяжении своей карьеры Прельжокаж удостаивался многочисленных наград: «Национальный Гран при в области танца» “Grand Prix National de la Danse” , вручавшийся министерством культуры Франции в1992 году, “Benois de la danse” за «Парк» в 1995 году, “Bessie Award” за «Благовещение» в 1997 году, “Les Victoires de la musique” за «Ромео и Джульетту» в 1997 году, “Globe de Cristal” за «Белоснежку» в 2009 году.
А. Прельжокаж — офицер Ордена искусств и литературы, Кавалер почетного легиона, а также в мае 2006 года стал офицером Ордена «За заслуги».
С октября 2006 года балет Прельжокажа и 26 его постоянных танцоров работают в Pavillon Noir в Экс-ан-Провансе. Это здание полностью занимает балетный центр под руководством Анжелена Прельжокажа.
На Шестом Международном театральном фестивале "Александринский" 26 и 27 октября 2011 года был представлен спектакль Анжелена Прельжокажа "Белоснежка".
интервью Анжелена Прельжокажа "Танец - это эстафета" ("Культура" № 40, октябрь 2006)