KAASH
Хореография: Акрам Хан
Сценография: Аниш Капур
Продолжительность 20 мин.
Спектакль вошёл в Лонг-лист Фестиваля «Золотая Маска» 2022.
Европейские и восточные традиции переплелись и в судьбе Акрама Хана. Он родился в Лондоне, куда его родители переселились из Бангладеш. Они определили сына-школьника на уроки катхак, чтобы не прерывалась связь с истоками рода. Многоликий современный танец у Акрама Хана породнился с древними регламентированными нормами катхак: кружения, дроби ног и замысловатые движения рук. По ним знатоки индийского классического танца могут «прочитывать» сказания об обитателях природного мира: тиграх и змеях, павлинах и более мелких пташках. Под электронные мелодии, шумы, скрежеты и неумолимые удары перкуссии разворачивается бессюжетная история. Гибкие пальцы исполнителей имитируют клювы и пасти, танцовщики взмывают в воздух и резко падают на колени, не щадя своих балетных ног. Хореограф сокрушается, что люди, ослепленные темными страстями, не только перестали понимать природу, но и потеряли интерес к тому, о чём она шепчет, и Kaash – отчасти высказывание на эту тему.
газета «Культура»
МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ
Концепция постановки, хореография, сценография: Иржи Килиан
Постановка: Элке Схеперс
Продолжительность 30 мин.
Премия «Золотая Маска» 2011 года: «Лучший спектакль в балете» («Маленькая смерть», «Шесть танцев»).
«Маленькая смерть» игнорирует жеманное изящество эпохи пудреных париков и атласных камзолов. За картонными муляжами фижм прячутся танцовщицы, облачённые во вневременные корсеты. Рапиры в руках танцовщиков то заменяют партнерш, гибко скользя по их обнаженным торсам, подобно сладострастным прелестницам, то деятельно участвуют в дуэтах, фрейдистскими символами проникая между телами танцующих. Шесть адажио, возникающих из медитативных массовых композиций, – любовная лирика самой высокой пробы. Мужские кисти лепестками порхают меж женских ног; голени партнерш смыкаются-размыкаются в томном лепете; тела вскрикивают, вздыхают и стонут – логика и выразительность килиановского текста столь совершенны в своей музыкальности, что придуманные движения кажутся естественными, как дыхание. При этом Иржи Килиан вовсе не акцентирует тему плотской любви: напротив, божественная гармония его хореографии приводит к тому, что очевидная сексуальность дуэтов вдруг утрачивает всякую телесность, а эротизм – свою однозначность.
газета «Коммерсант»
AUTODANCE
Автор: Шарон Эяль
Соавтор: Гай Бехар
Музыка: Ори Личтик
Продолжительность 25 мин.
Премия «Золотая Маска» 2022 года: «Лучшая женская роль в балете» (Оксана Кардаш). Номинация на Премию: «Лучший спектакль в балете».
Спектакль на 14 человек – самый многолюдный из виденных нами композиций израильтянки. Основа композиции – квадрат: шествие танцовщиков по освещённому периметру сцены открывает каждый эпизод бессюжетной композиции. Квадрат преобразуется в шеренги, линии, двоящиеся диагонали, ромбы; при этом интервалы между танцовщиками всё время неуловимо меняются, и оттого любая геометрическая фигура кажется дышащей частью общего тела, живущего в постоянном драйве психоделической музыки Ори Личтика. Пульсирующий ритм, способный и продолбить кору головного мозга, и погрузить в гипнотический транс, объединил зал и сцену общей пуповиной, породив на поклонах настоящее аплодисментное ликование.
газета «Коммерсант»