27 ноября 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения Л.А. Сулержицкого (1872–1916) .
За свою короткую жизнь Сулер, как все звали Леопольда Антоновича Сулержицкого, расписывал с Врубелем киевский собор св. Владимира, сидел в тюрьме за отказ от военной службы, участвовал в перевозе и обустройстве пяти тысяч духоборов в Канаду, печатал нелегальные статьи Толстого, работал санитаром на русско-японской войне, режиссировал в МХТ («Драма Жизни», «Жизнь человека», «Синяя птица», «Гамлет»), ставил «Синюю птицу» в Париже…
Толстой и Чехов, Горький и Андреев, Станиславский и Вахтангов не просто дружили с ним, но горячо любили его. Как впрочем влюблялись в лучезарного, деятельного Сулера актёры и конвоиры, дети и крестьяне. «Ну, какой он толстовец? — воскликнул однажды Лев Толстой. — Он просто "Три мушкетера", не один из трёх, а все трое!»
Главным делом Сулера оказалось создание и руководство Первой студией МХТ. Сегодня мы бы назвали её школой лидеров – ведь здесь сформировался гений Михаила Чехова и Евгения Вахтангова, здесь родилась плеяда актёров и режиссёров, во многом определявших развитие российского и мирового театра ХХ века, — Ричард Болеславский, Борис Сушкевич, Алексей Попов, Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Алексей Дикий, Владимир Готовцев, Валентин Смышляев, Вера Соловьёва, Андриус Жилинский, Мария Дурасова, Александр Чебан, Мария Успенская — всех не перечислишь.
Но личность Сулержицкого, по словам П.А. Маркова, «далеко не исчерпывалась его сценическим делом. … Он был в равной мере учителем жизни и учителем сцены. Впрочем, учителем жизни более, чем учителем сцены».
И сегодня, перелистывая страницы биографии человека «ни разу в жизни не промолчавшего перед несправедливостью», истово и жизнерадостно убежденного, что «без этики нет эстетики», мы невольно получаем важнейший урок — профессиональный и нравственный.
Лекцию о Сулержицком прочтёт ЧЕРКАССКИЙ Сергей Дмитриевич – профессор, доктор искусствоведения, лауреат премии К.С. Станиславского, руководитель актёрской мастерской РГИСИ (СПбГАТИ).
Поставил более тридцати спектаклей в России (Санкт-Петербург, Красноярск, Смоленск и др.) и за рубежом (Бухарест, Таллин, Лондон, Сидней). Проводил мастер-классы для актёров и режиссёров в сорока крупнейших театральных школах мира.
Автор книг «Станиславский и йога» (СПб, 2013, 2019, также на английском, японском, португальском, венгерском); «Режиссёрская школа Сулимова» (2013) и «Мастерство актёра: Станиславский — Болеславский — Страсберг: История. Теория. Практика» (2016); «Р. Болеславский. Мастерство актёра: Шесть первых уроков. М. Успенская. Заметки из актёрского класса. С.Д. Черкасский. Система Станиславского: из России в Америку и обратно» (2022).