Программа к гастролям Танцтеатра Вупперталь Пина Бауш. Театр впервые приезжает в Санкт-Петербург со спектаклем «Полнолуние» и приглашает зрителей познакомиться с историей танцтеатра, погрузится в контекст творчества легендарного немецкого хореографа Пины Бауш (1940-2009). Центральное место в программе отводится презентации других спектаклей Пины и её метода работы с танцовщиками. В сентябре в программе запланированы лекции, кинопоказы, презентация книги, а в октябре будет реализован практический танцевальный проект.
Программа осуществляется при поддержке Гёте-Института в Санкт-Петербурге.
Три лекции Ники Пархомовской
14 сентября, 19:30, Медиацентр
"Гендер у Пины Бауш"
Пина Бауш вряд ли считала себя главной танц-феминисткой XX века. Между тем, поставленные ею в 1976 году «Семь смертных грехов» не просто стали классикой феминистского искусства, но и манифестом нескольких поколений танц-художников, протестовавших против угнетения женщин не только на сцене, но и в жизни. В последующих своих спектаклях Пина все больше заостряла тему гендерного неравенства, доводя ее до полного абсурда и социально-пластического гротеска. При этом в ее вселенной никогда не было деления по половому признаку, что делает искусство Бауш абсолютно универсальным.
15 сентября, 19:30, Медиацентр
"Трудное прошлое у Пины Бауш"
Пина родилась во время Второй мировой, выросла во время бурного послевоенного роста, а молодость ее пришлась на турбулентные шестидесятые. Она была одной из первых, кто когда прямо, когда метафорически, когда в тексте, а когда пластически осмыслял участие Германии в страшных бойнях двадцатого века, зарождение и деградацию фашизма, банальность зла и личное участие каждого в преступлениях против человечества и конкретных людей. Одна из немногих, она никого не осуждала, не выставляла оценок и не подписывала приговоров, а просто рассказывала, фиксировала и описывала.
17 сентября, 18:30, Медиацентр
"Разнообразие у Пины Бауш"
Как мы знаем, Пину интересовало не то, как люди двигаются, а то, что ими движет. Она ставила спектакли о «белых» и «цветных», старых и малых, красивых и «не очень». В Вуппертале танцевали люди разного роста, комплекции, происхождения, цвета кожи и политических взглядов. В какой-то момент — задолго до того, как это стало модно — Пина стала работать и с непрофессионалами: в 2000 поставила свой знаменитый «Контакхоф» с теми, кто старше 65, а в 2008 — новую версию с подростками от 14 до 18 лет. Разнообразие ее не пугало, а питало, оно стало ее визитной карточкой и вдохновением, ответом на глубинные вопросы бытия и сиюминутные запросы времени.
Ника Пархомовская — театровед, куратор и продюсер. Редактор журнала «Театр», сотрудничает с «Петербургским театральным журналом», журналами Forbes, «Искусство» и «Замыслы», порталом «Такие дела». Помимо драматического интересуется социальным и танцевальным театром. Читала лекции по истории театра и танца, а также управлению и менеджменту в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске, Улан-Удэ, Тобольске, Иванове, Алматы, Хельсинки, Копенгагене, Кордобе и т.д. В рамках различных фестивалей современного театра и танца ведет семинары по социальной хореографии для профессионалов, любителей и людей с особенностями. С 2019 года читает лекции по социокультурному проектированию и ведет семинар в магистратуре Московского Городского Педагогического Университета. С 2020 ведет курс истории и теории театр в кураторской магистратуре музея современного искусства «Гараж» и Высшей школы экономики.
Курирует лаборатории нового театра, в том числе сайт-специфического и иммерсивного, разрабатывает новые форматы работы с художниками и актерами. Выпущенные Никой спектакли были около 10 раз номинированы на Национальную театральную премию «Золотая Маска», а спектакль «Исследование ужаса» стал ее призером.
Регулярно входит в состав жюри и экспертных советов театральных и танцевальных премий и фестивалей. Является одним из экспертов программы «НОВОСТИ. ТЕАТР» на канале «Культура».
Лекция Кати Ганюшеной
18 сентября в 15.00
"Когда театр стал танцем, а танец - театром"
В программе к спектаклю «Полнолуние» Танцтеатр Вупперталь Пина Бауш исследовательница и художница танца и перформанса Катя Ганюшина расскажет об эволюции танца в театре Пины Бауш. Как появление танц-драматурга в работах Бауш стало естественным продолжением уже осуществлённого ей подрыва абсолютной власти хореографа и критика? Какие изменения это поддержало в танце? И как повлияло на развитие и понимание театра? Об этом и пойдёт речь на лекции.
Катя Ганюшина — исследовательница и художница танца и перформанса (roomfor.ru, лекции в ГЦСИ, Гараже, Пермском театре оперы и балета и др., спектакль "Соло" (2021), видеоперформанс «Пыль» в ММСИ (2020), перформанс «Смотритель» в Новой Третьяковке (2017) и др.), со-основательница и участница «Бюро перформативных ритуалов» (лекция-перформанс «10 жестов»), куратор (блок «Танец» на выставке современного искусства «Здесь и сейчас» (2018), резиденция «Руза 2017», лаборатория «Вывих» в КЦ ЗИЛ (2019)), режиссер («Договор» в Театре Ермоловой, «Купание запрещено», «Сказ о том, как монах-хипстер по Кругу ходил» и др.) переводчица мемуаров Марины Абрамович. Окончила МГУ им М.В. Ломоносова и College of Arts University of Glasgow. Стипендиатка программы для молодых хореографов Atlas международного фестиваля танца ImPulsTanz (Вена, Австрия).