• О театре
  • Афиша и билеты
  • Визит в театр
  • Новости
  • Медиатека
  • Проекты
  • Фестиваль
english
  • О театре
  • Художественный руководитель
  • Труппа
  • История театра
  • Главный режиссер
  • Администрация
  • Фонд
  • Создатели спектаклей
  • Документы
  • Антикоррупционная деятельность
  • Для прессы
english
  • Афиша и билеты
  • Репертуар
  • Календарь
  • Программы Новой сцены
english
  • Визит в театр
  • Адреса и проезд
  • Правила посещения
  • Схемы залов
  • Кафе
  • Информация для посетителей с ограниченными возможностями здоровья
  • Экскурсии
english
  • Проекты
  • Другая сцена
  • Лаборатория 20
  • Лаборатория 18
  • Лаборатория 17
english
  • Фестиваль
  • Участники фестиваля
  • Архив прошедших фестивалей
ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
Александринский
театр
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ENGLISH
  • О театре
    • Художественный руководитель
    • Труппа
    • История театра
    • Главный режиссер
    • Администрация
    • Фонд
    • Создатели спектаклей
    • Документы
    • Антикоррупционная деятельность
    • Для прессы
  • Афиша и билеты
    • Репертуар
    • Календарь
    • Программы Новой сцены
  • Визит в театр
    • Адреса и проезд
    • Правила посещения
    • Схемы залов
    • Кафе
    • Информация для посетителей с ограниченными возможностями здоровья
    • Экскурсии
  • Новости
  • Медиатека
  • Музей
  • Фестиваль
    • Участники фестиваля
    • Архив прошедших фестивалей
  • Проекты
    • Другая сцена
    • Лаборатория 20
    • Лаборатория 18
    • Лаборатория 17
265
СЕЗОН

ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
265
СЕЗОН

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ENGLISH
  • О театре
    • Художественный руководитель
    • Труппа
    • История театра
    • Главный режиссер
    • Администрация
    • Фонд
    • Создатели спектаклей
    • Документы
    • Антикоррупционная деятельность
    • Для прессы
  • Афиша и билеты
    • Репертуар
    • Календарь
    • Программы Новой сцены
  • Визит в театр
    • Адреса и проезд
    • Правила посещения
    • Схемы залов
    • Кафе
    • Информация для посетителей с ограниченными возможностями здоровья
    • Экскурсии
  • Новости
  • Медиатека
  • Музей
  • Фестиваль
    • Участники фестиваля
    • Архив прошедших фестивалей
  • Проекты
    • Другая сцена
    • Лаборатория 20
    • Лаборатория 18
    • Лаборатория 17
ТЕОРИЯ МОДЫ. Мария Терехова: "Туфли петербурженки: культурная история обуви в имперской столице"
16+
Новая сцена, Медиацентр
1 час
Без антракта
Перейти к трансляции

История обуви — особая область в рамках  общей истории костюма. В целом подчиняясь модным течениям, обувной дизайн эволюционировал в своем, специфическом ритме. Изменения в области обуви происходили медленнее, чем в сфере одежды и аксессуаров: если силуэт дамского платья мог радикально измениться всего за пару сезонов, то обувные фасоны зачастую сохранялись годами, варьируя лишь в деталях. Так, дамская обувная мода в XIX в. неспешно развивалась от бескаблучных туфель на завязках  à la grecque к вышитым в духе бидермайера  пантофлям и атласным открытым туфлям без застежки –– в середине столетия, а затем — к декорированной бисером пряжками  обуви на французском каблуке. Модная форма обувного носка менялась на протяжении  XIX в. от квадратной   к скругленной и вытянутой. Постепенно эволюционировал и тип застежки  — от боковой шнуровки к ремешкам и  пуговицам, которых порой было столь много, что застегивалась такая обувь лишь с помощью специальных крючков. В конце XIX в. утверждается  привычная нам фронтальная шнуровка.

Не поспевая за виражами моды в области одежды и аксессуаров, обувь отчетливо транслировала базовую социо-культурную семантику — общественное положение и достаток.
Санкт-Петербург — имперская столица, находился в авангарде модных веяний, прежде всего французских, а  также английских и — в сфере обуви — венских. К началу XIX в. аристократическая и обеспеченная публика предпочитала напрямую «выписывать» обувь из Парижа, но уже к середине столетия в Петербурге появились собственные модные мастерские и магазины, в том числе обувные, по шику, качеству и дороговизне товара, не уступавшие европейским прототипам. Первоклассные заведения, владельцы которых носили почетное звание «Поставщика Императорского двора»,  располагались на Невском проспекте и в окрестностях Большой  Морской улицы. Здесь же — на главном проспекте столицы — в 1848 году открылся «Пассаж» — торговое заведение нового типа, созданное по парижскому образцу.

На другом полюсе петербургской торговли находились многочисленные сапожные и башмачные лавки на рынках, Апраксином дворе и окраинных улицах. Большой Гостиный двор с его более чем двухсотвековой историей  занимал среднее положение между шикарными магазинами — с одной стороны и лавками для «простой» публики — с другой.
Появившиеся в столице на рубеже XX в. универсальные магазины, а также торговля по каталогам  послужили  размыванию социальных границ в области моды и костюма.

Однако по-настоящему демократичной мода, в частности обувная, стала благодаря фабричному производству. В 1860 году в Петербурге был основан завод «Треугольник» (до  1908 – Т.Р.А.Р.М) — производитель столь актуальной в местных условиях резиновой обуви, в том числе легендарных галош на красной байковой подкладке. Наконец, в 1882 году начала работу крупнейшая обувная фабрика дореволюционной России — «Скороход».

Лекция будет сопровождаться обширным визуальным материалом: фотографиями, журнальными и книжными иллюстрациями и изображениями музейных предметов, прежде всего из собрания Музея истории Санкт-Петербурга.

16+

ТЕОРИЯ МОДЫ. Мария Терехова: "Туфли петербурженки: культурная история обуви в имперской столице"

Новая сцена,
Медиацентр

1 час,
Без антракта

Перейти к трансляции

История обуви — особая область в рамках  общей истории костюма. В целом подчиняясь модным течениям, обувной дизайн эволюционировал в своем, специфическом ритме. Изменения в области обуви происходили медленнее, чем в сфере одежды и аксессуаров: если силуэт дамского платья мог радикально измениться всего за пару сезонов, то обувные фасоны зачастую сохранялись годами, варьируя лишь в деталях. Так, дамская обувная мода в XIX в. неспешно развивалась от бескаблучных туфель на завязках  à la grecque к вышитым в духе бидермайера  пантофлям и атласным открытым туфлям без застежки — в середине столетия, а затем — к декорированной бисером пряжками  обуви на французском каблуке. Модная форма обувного носка менялась на протяжении  XIX в. от квадратной   к скругленной и вытянутой. Постепенно эволюционировал и тип застежки  — от боковой шнуровки к ремешкам и  пуговицам, которых порой было столь много, что застегивалась такая обувь лишь с помощью специальных крючков. В конце XIX в. утверждается  привычная нам фронтальная шнуровка.

Не поспевая за виражами моды в области одежды и аксессуаров, обувь отчетливо транслировала базовую социо-культурную семантику — общественное положение и достаток.
Санкт-Петербург — имперская столица, находился в авангарде модных веяний, прежде всего французских, а  также английских и — в сфере обуви — венских. К началу XIX в. аристократическая и обеспеченная публика предпочитала напрямую «выписывать» обувь из Парижа, но уже к середине столетия в Петербурге появились собственные модные мастерские и магазины, в том числе обувные, по шику, качеству и дороговизне товара, не уступавшие европейским прототипам. Первоклассные заведения, владельцы которых носили почетное звание «Поставщика Императорского двора»,  располагались на Невском проспекте и в окрестностях Большой  Морской улицы. Здесь же — на главном проспекте столицы — в 1848 году открылся «Пассаж» — торговое заведение нового типа, созданное по парижскому образцу.

На другом полюсе петербургской торговли находились многочисленные сапожные и башмачные лавки на рынках, Апраксином дворе и окраинных улицах. Большой Гостиный двор с его более чем двухсотвековой историей  занимал среднее положение между шикарными магазинами — с одной стороны и лавками для «простой» публики — с другой.
Появившиеся в столице на рубеже XX в. универсальные магазины, а также торговля по каталогам  послужили  размыванию социальных границ в области моды и костюма.

Однако по-настоящему демократичной мода, в частности обувная, стала благодаря фабричному производству. В 1860 году в Петербурге был основан завод «Треугольник» (до  1908 – Т.Р.А.Р.М) — производитель столь актуальной в местных условиях резиновой обуви, в том числе легендарных галош на красной байковой подкладке. Наконец, в 1882 году начала работу крупнейшая обувная фабрика дореволюционной России — «Скороход».

Лекция будет сопровождаться обширным визуальным материалом: фотографиями, журнальными и книжными иллюстрациями и изображениями музейных предметов, прежде всего из собрания Музея истории Санкт-Петербурга.

©1756–2020
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный драматический театр России (Александринский театр)»

  • О театре Афиша и билеты Визит в театр
  • Новости Медиатека
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ENGLISH

©1756–2020

ФГБУК «Национальный драматический театр России (Александринский театр)»