Драматические произведения Тадеуша Ружевича часто берут начало в его поэзии. «Старая женщина высиживает», по признанию автора, выросла из стихотворения «Рассказ о старых женщинах». В ее поэтике сплелись трагедия уходящей жизни и гротескная абсурдность бытия.
В Александринском театре пьесу польского классика двадцатого века, драматурга-реформатора Тадеуша Ружевича поставил Николай Рощин, активно занимающийся поисками нового театрального языка двадцать первого века. Обращение к этой драматургии режиссера и сценографа, художественного руководителя московского театра «А. Р. Т. О.» закономерно. Николай Рощин тяготеет к интеллектуальному и поэтическому эксперименту на сцене, имеет художественно убедительный опыт работы с абсурдистской драмой.
По признанию Николая Рощина, именно в творчестве Тадеуша Ружевича он находит особое направление абсурдистской драмы, дающее новое качество философии абсурда смелого, сложного, парадоксального и откровенного. Идея поставить пьесу «Старая женщина высиживает» возникла у режиссера несколько лет назад в Центре имени Мейерхольда (ЦИМ). Но тогда найти актрису, которая передала бы философский и поэтический объем роли, не удалось. Как рассказывает Николай Рощин, подстрочный перевод пьесы он получил от художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина, в то время продолжавшего активную работу в ЦИМе. Классик польского авангарда Ружевич в семидесятых годах прошлого века сам передал этот текст молодому режиссеру Валерию Фокину.
Пьеса «Старая женщина высиживает» была впервые опубликована в 1968 году, почти за пятьдесят лет не потеряла свой глубины и значения, а, как и следует, классическому произведению, нарастила объем смыслов. Вот и Николай Рощин, отмечает, что обратившись к этому тексту всего 5-7 лет спустя, он уже видит эту пьесу несколько иначе.
В Александринском театре спектакль «Старая женщина высиживает» стал первой премьерой, в которой на Новую сцену вышли актеры александринской труппы. Главную роль исполняет заслуженная артистка России Елена Немзер.
Премьера - 8 февраля 2014 года
Пресса о спектакле
Елена Немзер героиня этого спектакля, именно Елена Немзер, а не ее персонаж. Актриса “высиживает” свою “Старую женщину”, и делает это героически. Она не завораживает — она вулканически существует, сама себе Везувий, Везувий перед самым извержением.
Надежда Таршис. Они Высиживают - о чем?
Петербургский театральный журнал июль 2014
В наше время, когда взгляд так жаждет визуальной новизны на сцене, так утомлен похожими, как двоюродные, решениями — пьес со словами и без речи, в костюмах и практически без них, визуальный мир «Старой женщины…» — праздник для глаз.
Марина Токарева. Старая женщина на юной сцене
Новая газета март 2014
- Премьера спектакля «Старая женщина высиживает» // Телеканал СТО-ТВ. 05.02.2014
- Премьера спектакля «Старая женщина высиживает» // Радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге». Беседу с Иваном Волковым вела Татьяна Троянская. 07.02.2014
- Вадим Рутковский. Большой театр в Петербурге: Могучий, Рощин, Бутусов // Snob. 11.02.2014
- Ирина Корнеева. В Петербурге покажут пьесу польского поэта // Российская газета. 07.02.2014
- Современные подмостки Александринского театра обживает старая женщина // Телеканал НТВ. 07.02.2014
- Надежда Федяй. Трагедия угасающей жизни // Musecube. 12.02.2014
- Дмитрий Циликин. На мелких местах // Ведомости. 13.02.2014
- Александринка представила своего Ружевича // Cogita!ru. 10.02.2014
- Николай Рощин: «Театр должен быть страшным» // Новая газета. Беседу с Николаем Рощиным вела Александра Солдатова. 16.02.2014
- Ирина Корнеева. Сердитая и бессмертная («Старая женщина высиживает» на Новой сцене Александринского театра) // Российская газета. 17.02.2014
- Анастасия Мордвинова. Старая женщина требует // Петербургский театральный журнал (блог). 20.02.2014
- Дмитрий Циликин. Машина времени («Старая женщина высиживает» в Александринском театре) // Деловой Петербург. 21.02.2014
- Павел Арсеньев. Рождение драмы из духа техники // Art1. 28.02.2014
- Жанна Зарецкая. Катастрофы на ощупь: эксперименты на Новой сцене Александринки // Фонтанка.ру. 27.02.2014
- Ольга Егошина. Взрыв формы (Новые технологии становятся фактом сценической эстетики) // Новые известия. 05.03.2014
- Лилия Шитенбург. Попытка вылепить снеговика // Санкт-Петербургские ведомости. 06.03.2014
- Марина Токарева. Старая женщина на юной сцене // Новая газета. №26. 12.03.2014
- Анна Константинова. Без улыбки // Cogita!ru. 14.04.2014
- Елена Герусова. Игра в конец света // Коммерсантъ. 26.05.2014
- Александра Солдатова. Оттенки абсурда // «Экран и сцена». № 10 (1035), май 2014
- Евгений Авраменко. Переступить черту: обзор театрального сезона // Новости Петербурга. 02.07.2014
- Надежда Таршис. Они высиживают - о чём? («Старая женщина высиживает» Н. Рощина и «Конец игры» Т. Терзопулоса в Александринском театре) // Петербургский театральный журнал. № 76. июль 2014 г. С. 25-28