Показ предварит вступительное слово кинокритика Максима Ершова.
«ГЕРОЙ» выходит в прокат 3 марта, накануне — специальный показ на Новой сцене Александринского театра.
Компания «Про: взгляд» выпускает в прокат захватывающую психологическую драму «Герой» (A Hero) от двукратного лауреата премии «Оскар», иранского режиссёра Асгара Фархади. Картина рассказывает о человеке, который после совершения доброго поступка оказывается в центре общественного внимания и не может справиться с последствиями собственной славы. Премьера «Героя» состоялась в 2021 году на Каннском кинофестивале, завоевав Гран-при конкурса. А уже в 2022 году фильм претендует на Оскар, войдя в шортлист в номинации «Лучший международный фильм». Помимо этого, у картины уже есть номинация на «Золотой глобус» и Азиатско-Тихоокеанская кинопремия за лучшую режиссуру.
Осужденный за неуплату долга Рахим (Амир Джадиди) получает возможность на несколько дней выйти из тюрьмы, чтобы навестить близких. В это время его возлюбленная Фархондэ (Сахар Голдаст) находит на автобусной остановке женскую сумку с золотыми монетами. Вырученной за них суммы хватило бы для того, чтобы покрыть часть задолженности. Но Рахим решает вернуть находку законной хозяйке. Слух о его доброте и честности быстро распространяется за пределами тюрьмы. Телевидение снимает о нём сюжет, и в глазах общественности он становится героем. Однако длится эта слава недолго. Вскоре многие начинают сомневаться в правдивости его истории, а сам Рахим, желая доказать свою искренность, всё сильнее запутывается в паутине лжи.
«Я много раз читал подобные истории в газетах, — рассказывает Асгар Фархади. — Это были статьи о простых людях, которые неожиданно оказывались в центре внимания, совершив какой-то альтруистический поступок. Эти сюжеты были во многом похожи друг на друга. На создание фильма «Герой» меня вдохновила не какая-то конкретная новость, но в ходе написания сценария я держал все эти истории из прессы в голове». В отличие от предыдущих фильмов иранского режиссёра, действие его новой картины разворачивается не в столичном Тегеране, а в Ширазе, городе с богатым культурным прошлым. В его окрестностях находятся руины Персеполиса — церемониальной столицы империи Ахеменидов. В первых сценах «Героя» Рахим навещает своего шурина, работающего в археологическом комплексе Накше Рустам, где располагаются древние гробницы ахеменидских правителей. По словам Асгара Фархади, ему было важно поместить действие в город, хранящий «важные и славные следы иранской идентичности». Однако сам фильм рассказывает не о прошлом, а о настоящем: Фархади в очередной раз рисует перед зрителем панораму современного Ирана со всеми его социальными проблемами и общественными предрассудками. При этом, заложенный в сюжете «Героя» конфликт универсален. Критики не раз отмечали, что истории, которые рассказывает Фархади, понятны зрителям в любой точке мира. В основе его фильмов всегда лежат этические дилеммы, неразрешимые противоречия, которые вырастают из благих намерений и человеческого несовершенства. В картинах Фархади почти не бывает отрицательных героев: у каждого персонажа – своя правда. По жанру это «кино морального беспокойства» балансирует между социальной драмой и психологическим триллером: публику оно держит в напряжении до самого финала. «Герой» ставит перед зрителями сложнейшие вопросы о том, можно ли использовать ложь во спасение и есть ли разница между совершением хорошего поступка и не совершением плохого. Фильм также исследует феномен социальных сетей и его влияние на общественное мнение: медиа в наше время обладают возможностью мгновенно создавать «героев» и так же быстро сталкивать их с пьедестала.
«Почти детективная двойственность в моих картинах всегда появляется при написании сценария, и я должен признать, что мне это нравится, — говорит Фархади. — Этот аспект делает отношения между фильмом и зрителем более прочными: они простираются далеко за рамки самого сеанса. Зритель получает возможность дольше поразмыслить над тем, что увидел. Именно за эту таинственную неопределенность я так люблю фильм Акиры Куросавы «Расемон». Соединение двойственности с историей из повседневной жизни — это интересная и трудная задача».
Асгар Фархади — один из самых известных и титулованных режиссёров современного иранского кинематографа. Его дебютный фильм «Танцуя в пыли» попал в конкурс ММКФ и был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Дальше карьера постановщика развивалась по нарастающей. Сейчас он является завсегдатаем крупнейших международных киносмотров и редко уезжает оттуда без наград. Фархади дважды участвовал в конкурсе Берлинале и в 2011 году выиграл «Золотого медведя» с фильмом «Развод Надера и Симин». Четыре раза его картины боролись в Каннах за «Золотую пальмовую ветвь». Он работает не только в Иране, но и за рубежом: на счету режиссёра – снятая во Франции драма «Секреты прошлого» (2013) и снятый в Испании триллер «Лабиринты прошлого» (2018) с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом в главных ролях. Однако мировую славу Фархади всё же принесли фильмы, сделанные в родной стране. Он стал первым иранским постановщиком, получившим «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», причем ему удалось сделать это дважды: премии Американской киноакадемии были удостоены «Развод Надера и Симин» (2011) и «Коммивояжёр» (2016). Фильмография: «Герой» (2021), «Лабиринты прошлого» (2018),«Коммивояжёр» (2016), «Секреты прошлого»(2013), «Развод Надера и Симин» (2011), «История Элли» (2009), «Фейерверки по средам» (2006), «Прекрасный город» (2004), «Танцуя в пыли» (2003).