Генеральный продюсер проекта — Юрий Смекалов
Соавтор идеи и сопродюсер проекта — Александр Злотников
Соавтор идеи, режиссёр и хореограф-постановщик — Юрий Смекалов
Композитор — Вартан Гноро
Режиссёр драматических сцен — Илья Дель
Танц-драма «Шинель М» соединяет два времени и две истории любви. В 1820-х Гоголю рассказали «анекдот», который стал основой сюжета будущей повести «Шинель»: чиновник сталкивается с первым большим чувством, но теряет объект своей страсти и вместе с ним всякую надежду на счастье. По сюжету спектакля, сто лет спустя режиссёр Всеволод М решает поставить об этом спектакль.
В фантазии постановщика Юрия Смекалова история Акакия Башмачкина резонирует со страстями Всеволода: нежданной поздней любовью и одержимостью новым методом работы с актёрами — «биомеханикой». Соединение живой музыки, танца и слова помогает добраться до истинных чувств Акакия, освободить его от клейма «маленького человека» и предложить финал, наполненный надеждой на то, что второй шанс есть у каждого.
На сцене-арене зрители становятся соучастниками событий и оказываются в максимальной близости к артистам и музыкантам.
Юрий Смекалов:
«Идея соединить Гоголя и театр Мейерхольда появилась, когда мы работали над концепцией декораций. Мы интуитивно пришли к эстетике конструктивизма и подумали, почему бы не перенести действие в 1920-е? Родилась идея: а что если режиссёром в нашем спектакле будет сам Мейерхольд? Ведь мы играем на сцене, названной в его честь, да ещё в год его 150-летия. Да, он не ставил “Шинель”. Но эта фантазия рождает многослойность ассоциаций: роль движения в “биомеханике”, наш поиск в соединении драмы и танца, первая любовь Башмачкина, последняя любовь Мейерхольда, время НЭПа и наше желание дать этой истории другой финал.
Мы хотим подарить зрителям надежду: можно найти в себе силы преодолеть внутренние слабости, воспитанные обстоятельствами, социальным давлением, привычками. Пример Акакия показывает, как важно противостоять страхам, держаться мечты и любви как ориентиров, источников силы. И если в мире Гоголя у героя нет шанса начать заново, найти новый смысл жить и снова полюбить, то в мире Мейерхольда в 1920-е он точно существует».
Постановочная группа:
Выпускающая компания проекта — МЭД объединение Юрия Смекалова
Генеральный продюсер проекта — Юрий Смекалов
Соавтор идеи и сопродюсер проекта — Александр Злотников
Соавтор идеи, режиссёр и хореограф-постановщик — Юрий Смекалов
Режиссер драматических сцен — Илья Дель
Композитор — Вартан Гноро
Художник-постановщик — Елисей Шепелёв
Художник по костюмам — Сергей Илларионов
Художники по свету — Константин Бинкин, Ксения Котенёва
Художник по гриму — Ольга Костенецкая
Ассистент хореографа — Елена Чурилова
Ассистент режиссёра — Ирина Эстерлис
Ассистент художника по костюмам — Анастасия Одинокова
Фотограф — Юлия Михеева
Видео — Павел Скворцов, Арсений Николаев, Павел Ашин
Действующие лица и исполнители:
Акакий Б — Виталий Куликов/ Виталий Гудков
Всеволод М — Илья Дель/ Иван Батарев
Портной — Юрий Смекалов/ Олег Габышев
Шинель Кошка — Дарья Ионова/ Мария Ширинкина
Зинаида Р — Лаура Пицхелаури/ Елена Калинина
Старый капот — Александр Челидзе/ Роман Андрейкин
Русский мороз — Григорий Попов/ Павел Гасимов
Шинель Бобёр — Ирина Поскоркова
Шинель Белка — Юлия Кобзарь/ Татьяна Ткаченко
Шинель Лиса — Александра Сергеева
Шинель Кролик — Анна Кузнецова
Шинель Куница — Злата Ялинич/ Дарья Пластун
Шинель Собака — Дарья Нарицына
Значительное лицо — Александр Новиков/ Виктор Минков
Начальник департамента — Антон Леонов
Чиновник 1 — Евгений Шолков/ Павел Филиппов
Чиновник 2 — Артём Кисаков/ Богдан Гудыменко
Чиновник 3 — Лёня Нечаев/ Сергей Азеев
Музыканты и солисты:
Сопрано — Гелена Гаскарова/ Екатерина Фенина
Скрипка — Нина Москвина
Виолончель — Екатерина Травкина
Труба — Игорь Ремизов
Кларнет — Тимофей Кашалаба
Барабаны — Владимир Маслов
Куратор Михаил Казмирук
Пресса о спектакле:
Очень петербургский спектакль. Петербург отзывается в оградах каналов и фонарях; в зыбкой чиновничьей фантасмагории, выросшей, кажется, из сумрачных картин Павла Федотова; в образах знаменитых питерских хармсовских старух, которой оборачивается вертлявая смешливая Зиночка Р., брюнетка-антипод Мэрилин М. Здесь тихо булькает некая забродившая субстанция из карабкающейся и осыпающейся чиновничьей вертикали, возглавляемая Значительным лицом. Обещанная Юрием Смекаловым надежда, несомненно, есть.
Ольга Федорченко
Смекалов в своей новой работе не просто соединяет тело и текст, танец и драматический театр, он их перемешивает в одном безумном котле, чтобы можно было ощутить кожей, что происходит в театре и душе режиссёра Всеволода М.
Ольга Угарова
1. Шинель по-мейерхольдовски: новый балетный спектакль Юрия Смекалова // Первый канал. Доброе утро, Петербург. 27.03.2024
2. Шинель М// Телеканал Санкт-Петербург. Время суток. Интревью. 25.02.2024
3. Премьера. Танц-драма Юрия Смекалова «Шинель М» на Новой сцене Александринского театра // Телеканал Санкт-Петербург. Культурная эволюция. 1.03.2024
4. Биомеханическая танц-драма: в Александринском театре покажут новую «Шинель» // НТВ. 27.02.2024
5. Гоголь, Мейерхольд и танец: почему нужно увидеть спектакль Юрия Смекалова «Шинель М»? // Собака.Ru
6. Новый звук: спецвыпуск к премьере «Шинель М» // Радио «Петербург»