В 2022 году российскому музыкальному театру исполнилось тридцать лет. Как он отразил чаяния и разочарования молодой России? Что произошло с советским культурным наследием и чем увенчались попытки интегрироваться в международный художественный контекст?
Осмыслить итоги трёх постсоветских десятилетий российского музыкального театра, попутно обсудив исторические кейсы и события недавнего прошлого, попробуют критики разных поколений — Павел Гершензон и Ярослав Тимофеев.
Павел Гершензон — критик и историк балета. Курировал важнейшие проекты в российском балетном театре новейшего времени: реконструкции балетов Петипа («Спящая красавица», «Баядерка», «Пробуждение Флоры», Мариинский театр; «Коппелия», «Петрушка», Большой театр; «Раймонда», Ла Скала; «Тщетная предосторожность», «Пахита», Урал Опера Балет), программы «Баланчин в Мариинском» и «Форсайт в Мариинском», Международный фестиваль балета «Мариинский» (2000-2008), фестиваль «Век Баланчина» (Мариинский театр, 2004) и проект «Век "Весны священной" — век модернизма» (Большой театр, 2013). Ассистент директора балетной труппы Мариинского театра по новым проектам (1996-2008), консультант по балетному репертуару дирекций Большого театра и Ла Скала. В разные годы — обозреватель газет «Коммерсант» и «Русский телеграф», редактор газеты «Мариинский театр». Автор (совместно с Вадимом Моисеевичем Гаевским) книги «Разговоры о русском балете» (2010).
Павел Гершензон читал лекции в Европейском университете в Санкт-Петербурге, а также на программе «Культурная журналистика» Фонда Pro Arte. Является одним из создателей программы «Музыкальная критика» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, где преподает и сегодня.
Ярослав Тимофеев — музыковед, критик, эксперт Московской филармонии, главный редактор журнала «Музыкальная академия». Молодая звезда российского public-musicology, Тимофеев сочетает написание научных статей по истории русской музыки, чтение лекций и руководство научно-критическим изданием с выступлениями в составе группы OQJAV. Автор около 700 публикаций в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», на портале Colta.ru и в других медиа.