Рихтерфест — ежегодный фестиваль новой импровизационной и экспериментальной музыки. Проходит в Москве и Санкт-Петербурге с 2015 года. Концепция шоукейса будет выстроена на перформансах московских и питерских музыкантов, специально подготовленных для этого события.
Откроется шоукейс в фойе театра эксклюзивным выступлением дуэта московского мультиинструменталиста Феликса Миренского и петербургского импровизатора Андрея Поповского. Концепция выступления будет строиться по правилам ситуационной музыки, основными тезисами которой музыканты считают: освобождение импрова; выход за рамки понятия «сетап»; инструмент как театральный реквизит; роль акустики помещения; звуковая среда (отношения с пространством). Феликс и Андрей будут гулять по фойе театра перед началом основной программы и играть на акустических гитарах, подключенным к портативным звукоусилителями.
Первый акт основной программы шоукейса откроется аудио-визуальным перформансом проекта Ивана Бушуева, Юлии Глуховой и Игната Хлобыстина «ЗВУКАСРЕДА». В своём выступлении музыканты комбинируют экспериментальную электронику, звуки акустических инструментов вместе с полевыми записями, тем самым создавая звуковые открытки из самых разных точек земного шара.
Во втором акте основной программы состоится перформанс-мистерия молодого московского академического ансамбля «WALDGANG». Раскаты грома. Удары молота. Ковка орудия. Огонь. Плавление и обретение формы. Жидкость и Твердость. Обретенный голос.
Зимой 2020 года команда «WALDGANG» приняла участие в лаборатории Театра им. Ермоловой, которая выделяла 50 тысяч рублей на создание проекта. Эта сумма денег виделась нам одним неразделенным объектом — 500 000 монет номиналом в 10 копеек, то есть огромной массой стали, несомненно обладающей звучанием. Мы начали с размена выделенного бюджета от пятитысячных купюр до 10 копеек в магазинах, банках, у уличных торговцев и просто прохожих. Затем, мы провели несколько недель в кузнице мастера Сергея Морозова под Смоленском над созданием звучащих объектов из монет. Результатом стал колокол, созданный из монет, сумма которых равна МРОТу (минимальный размер оплаты труда). Весь процесс перевода и переплавления был тщательно задокументирован на видео и смонтирован видеохудожником Анной Аматуни. Телом аудио-визуального перформанса «Голос Голода», авторка которого — художница Варвара Иваник, является документальный фильм «Колокол МРОТа»; музыка композитора Павла Полякова и соавторов, исполнителей Константина Ксенофонтова, Данила Зудинова, Ивана Манько. Enclume, четвёртая часть «Голоса Голода» — звуковой пласт коллективной работы, сопровождающийся кадрами создания в кузнице колокола, расширяющий чувственное измерение процессов переплавления, перерождения и обретения своего звучания того, что лишено голоса.
Подробнее об участниках:
Феликс Микенский — московский импровизатор, мультиинструменталист, кинокомпозитор, в последнее время активно развивающий в своем творчестве диковинный жанр plunderphonics. За последние несколько лет Микенский успел показать как разносторонний музыкант и коллаборатор, поиграв и бескомпромиссный нойз-рок в группе Радость, и терпкий дада-рейв в Drojji. Сейчас основным проектом Микенского можно считать ноу-вейв группу Бром, в которой он ответственен за нойз и электронику. В сольном творчестве Микенский непредсказуем — последовательно препарируя свой необычный сетап, состоящий из разнообразных редких секвенсеров, коллекционных диджейских пультов, причудливых синтезаторов и софта, Феликс создает настоящие звуковые аттракционы.
Андрей Поповский является одной из ключевых фигур на современной импровизационной сцене России. После многочисленных проектов последних десяти лет, в которых он экспериментировал со звуками электрической и акустической гитар, сочинял композиции для камерных ансамблей и взаимодействовал почти со всеми значимыми импровизаторами Санкт-Петербурга, Андрей сконцентрировался на тихом и миниатюрном саунде, работая с мини-комбиками, электронными смычками, различными поверхностями и объектами. Звук, к которому нужно прислушиваться, повседневные предметы из жизни (например, формочки для печенья или электрические зубные щетки), тишина и взаимодействие с ней — эти основные тенденции нынешней импров-сцены Поповский изучает детально и основательно.
Иван Бушуев — исполнитель на современной и барочной флейте, композитор, дирижёр. Родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (2008, факультет исторического и современного исполнительского искусства, класс флейты доцента Ольги Ивушейковой) и аспирантуру (2012, руководитель — профессор Роман Насонов).
Сотрудничал с коллективами «Студия новой музыки» и Pratum Integrum. С 2006 года — солист и дирижёр Московского Ансамбля Современной Музыки. В 2013 году создал проект электронной экспериментальной музыки Nerest. Выступал на фестивалях «Декабрьские вечера», «Московская осень», «Московский форум», «Золотая осень», Дягилевском фестивале, Oude Muziek и Gaudeamus Muziekweek в Утрехте (Нидерланды), Maerz Musik – Berlinerfestspiele (Германия), Klangspuren (Австрия) и многих других. Сотрудничал с известными композиторами и исполнителями: Беатом Фуррером, Франко Донатони, Сальваторе Шаррино, Тристаном Мюраем, Филиппом Леру, Жераром Цинсстагом, Владимиром Тарнопольским, Симоне Фонтанелли, Евой Фуррер, Марком Пекарским, Алексеем Любимовым и многими другими. Участвовал во многих российских и мировых премьерах, в том числе в российской премьере Refrain 3x2000 Штокхаузена. В рамках фестиваля «Душа Японии» организовал концерт, где состоялись российские премьеры сочинений Тору Такэмицу. Автор музыки к документальному фильму об Осипе Мандельштаме (2015) и короткометражному фильму MILK (2016). С 2016 года преподает в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова. С 2010 года — приглашённый педагог Международной академии молодых композиторов в Чайковском Пермского края.
Юлия Глухова — звуковая художница, чьи интересы лежат на стыке звукового дизайна, экспериментальной музыки и полевой записи звука, принимала участие в ряде международных мастерских, выставок и перформансов.
Игнат Хлобыстин — родился в 1995 году в Санкт-Петербурге. В 2009 году закончил Детскую музыкальную школу №18 (класс Наталии Сахарюк). В 2015 году закончил Музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Михаила Крайца). В настоящее время — студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженной артистки России, профессора Ольги Чернядьевой).
WALDGANG — российская междисциплинарная творческая (художественная) группа, состоящая из художников и музыкантов, работающая жанрах перформанса, инсталяции, пространственной, электронной и импровизационной музыки. Группа названа в честь манифеста Эрнста Юнгера “Der Waldgang”, опубликованного в 1951 году, который посвящён внутреннему сопротивлению человека против форм власти, метафорой которого является уход в лес.