Камерный спектакль «Река Потудань» создан в рамках программы «Пространство эксперимента» и представляет собой попытку молодого режиссёра Сергея Чехова найти сценический эквивалент языку великого русского писателя Андрея Платонова.
Сюжет повести «Река Потудань», на первый взгляд, прост: красноармеец Никита Фирсов возвращается с Гражданской войны, пытается начать жить заново. Но Платонов организует этот текст как сложный поток смыслов и мотивов, переплетая языческие и христианские образы с социалистической идеей о новом человеке. Двигателем истории становится мифопоэтическое путешествие героя из мира живых в мир мертвых и возвращение оттуда. И именно процесс этого самого «возвращения» длиною в год, с постоянными провалами «обратно», и становится главной коллизией сюжета.
Для Платонова любовь к женщине синонимична самой жизни: только это чувство становится для героя новой надеждой и спасением.
Балансируя на грани драматического, визуального и физического театра, пользуясь современными технологиями в области медиа и звука, спектакль стремится отобразить хрупкую проницаемость платоновского мира. Находясь в реалиях нашего времени, режиссёр Сергей Чехов осмысливает произведение в духе «новой серьезности», не пытаясь иронизировать над идеалами Платонова.
В постановке заняты ведущие мастера псковской сцены — народный артист России Юрий Новохижин, отмечающий в 2018 году 55-летие творческой деятельности, заслуженный артист России Виктор Яковлев, заслуженная артистка России Надежда Чепайкина. Для мастеров, как и для зрителей, это встреча с новой для них театральной эстетикой, неожиданное творческое приключение.
"Текст Платонова и актерское существование на сцене — два параллельных ряда, не иллюстрируют друг друга, а перекликаются по ассоциации.
Платонов звучит в трансляции, то тише, то громче, голосами артистов. Артисты, три немолодых человека и девушка-хореограф, за спектакль не произносят ни слова, но существуют в режиме внутреннего монолога, по ощущению — очень личного и дающего им состояние наполненности. Текст спектакля — очень физический, очень телесный, но не игровой, а перформативный — то есть тело существует в специфике своего возраста, пола, физического увядания, силы и слабости, пульсации вен и напряжении мускулов — всего того, что есть жизненный сосуд. И это удивительным образом перекликается с текстом Платонова, который наконец-то переведен на язык театра совсем не вегетарианским способом". Татьяна Джурова