ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА ТЕАТРАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ
«Сразу нужно сказать одну вещь. Никто в польском театре, кроме Кристиана Люпы, не обладает воображением подобного масштаба, никто не выстраивает с такой скрупулезностью сценические миры, чтобы соединить литературный образ с реалиями дня сегодняшнего и предчувствием неизбежного наступления прошлого», – пишет польский театральный критик Яцек Вакар.
В спектакле Кристиана Люпы главный герой философского романа Франца Кафки («Процесс» создавался в 1914-1915 годах, но не был окончен, опубликован уже после смерти автора в 1925 году) Йозеф К превращается в Франца К, наделенного чертами литературного героя и его автора и ведет диалог со своим отражением – вторым Францем К.
История завязывается в сознании героя. Незаконченная, разомкнутая структура романа тем более дает возможность спектаклю прирастать новыми смыслами. На сцене Нового театра «Процесс» наполняется сегодняшним страхом.
«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест».
Так начинается один из наиболее загадочных и провокационных романов в мировой литературе. Пробираясь через чащу безжалостных фраз, мы все глубже погружаемся во тьму. Нам не узнать, почему главного героя арестовали, в чем его обвинили. Но также мы не сможем убедиться и в его невиновности. Он не знает этого и сам. Все меньше и меньше понимая суть происходящего, он, тем не менее, предпринимает отчаянную попытку взять реванш в неравной борьбе с Неизвестным. Но как понять или принять стратегию этой борьбы, если конфронтация сторон расшатывает законы логики и реальности?
Кристиан Люпа о спектакле:
«Печальные события, описанные в романе, не позволяют читателю оставаться в стороне и вызывают пугающие, глубоко личные ассоциации… Это обо мне, это о нас – МЫ ВСЕ АРЕСТОВАНЫ…
Это мы идем по пути изнурительной борьбы с темным АБСУРДОМ, вступая в лишенный логики диалог с человеком на другой стороне; диалог, который до странности напоминает абсурдность и диалоги в нашей современной польской реальности…»!
Пресса о спектакле
Хотя инвективы героя Кафки в сторону безымянной системы, которая устраивает комедию следствия, встречают охотные отклики понимания в зале, тем не менее ясно, что Люпа относится с дистанцией к любым проявлениям обличительного пафоса.
Наталья Якубова
"Театр" 11.05.2018
Сегодня «Процесс» в силу обстоятельств — уже совсем другой спектакль, чем был бы, произойди премьера месяцами раньше во Вроцлаве. В нем отражается иная, чем тогда, ситуация в Польше и в мире, а главное — в нем заключен опыт актеров, познавших в последнее время артистическую бездомность. Правда, они играют в новых местах, некоторые уже принадлежат к другим труппам. Кроме того, они запустили уникальный проект «Польский театр в подполье» (Teatr Polski w Podziemiu). Всеми способами пытаются залечить недавнюю травму, но она сидит глубоко и также выстраивает спектакль Кристиана Люпы.
Яцек Вакар
"Голод" 13.10.2018