Очередной сборник трудов Российского общества по изучению современного немецкого искусства (РОИСНИ) посвящён выдающейся фигуре мирового театра Эрвину Пискатору, о котором в послевоенные десятилетия в России не вышла ни одна книга. Редактор-составитель книги — Владимир Колязин, известный российский германист, театральный критик, автор ряда книг по истории современной немецкой сцены. Авторский коллектив надеется хотя бы частично заполнить эту лакуну. В советские годы творческое наследие выдающегося режиссёра изучалось в основном с прицелом на его ранний период, ознаменованный созданием концепции пролетарского политического театра и собственно театра Пискатора.
В новом масштабном исследовании представлены все этапы творчества немецкого автора, в центре же внимания — мало изученный советский и мало известные у нас американский и западногерманский периоды, режиссёрские поиски мастера в свете новейшей визуально-медийной революции в изобразительной сфере спектакля. Цель исследования — рассмотреть в деталях творческую эволюцию режиссёра на протяжении основных этапов его творчества, увенчанного созданием концепции театра откровения (Bekenntnistheater). Авторы монографии анализируют развитие пискаторовской концепции политического театра в 1920-е и 1960-е гг., крупнейший театрально-архитектурный проект ХХ века — «тотальный театр» Гропиуса — Пискатора, планы режиссёра о создании в Советской России своего рода антифашистского центра искусств, потерпевшие крах в условиях сталинской культурной политики.
В статьях оцениваются постановки Пискатора в Берлине с точки зрения эстетики театра и кино, проблемы творческой ситуации ангажированного художника в обстановке политико-идеологического антагонизма периода диктатуры. В центре раздела, где публикуются материалы о послевоенном периоде творчества Пискатора — постановка «Войны и мира» Льва Толстого в «параметрах» эпического театра, вершина его режиссёрского творчества.
Завершает книгу раздел «Материалы и документы». Здесь публикуются впервые переведённые в России заметки Пискатора, касающиеся его практики и его театральной концепции, новые документы из немецких, американских и российских архивов. В новом свете предстают как важнейшие этапы творческих исканий режиссёра-авангардиста, так и его трагический опыт художника, у которого, как и у Брехта, фашизм отобрал полтора десятка самых плодотворных лет творческой жизни.
Владимир Фёдорович Колязин — доктор искусствоведения, историк театра, специалист по искусству Германии, театральный критик, переводчик, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, лауреат театральной премии им. Станиславского, автор книг «Петер Штайн. Судьба одного театра», «Мейерхольд, Таиров и Германия. Брехт, Пискатор и Россия», «От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религозной и площадной сцены Средневековья» и др.
Выходные данные сборника: Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения. / ред.-сост. В.Ф. Колязин. – М.: Российская энциклопедия, 2022.
Книга поступила в продажу в ограниченном количестве, но можно получить электронный экземпляр, оставив заявку по окончанию презентации.