4 и 5 декабря на Новой сцене Александринского театра в программе «Современная драматургия» пройдёт уикенд американской драматургии «Смена сцены», финальный этап лаборатории «Смена сцены: практический перевод современной англоязычной драматургии». С октября 2021 года восемь участников и участниц, отобранных через опен-колл, прошли серию воркшопов и лекций о специфике перевода драматических текстов. Параллельно с этим группа работала над переводами пьес Джеймса Пардли и Лорен Йи. Именно эти тексты в формате читок и будут представлены в рамках уикенда. В программе уикенда также — три лекции от исследователей современной американской драматургии из США, Голландии, России и заключительный круглый стол, который резюмирует итоги лаборатории.
Вход на все события свободный, по регистрации.
Кураторы проекта: Уолкер Тримбл, Оксана Якименко, Маргарита Полонская
От гостиной до Бродвея: роль женщин в истории американского театра
Лекция Юлии Клейман
Коллективная память связывает историю американского театра с именами знаменитых мужчин: драматургов и режиссёров. Однако в реальности многие поворотные события связаны с женщинами, которые — вопреки привычной социальной диспозиции —продюссировали, возглавляли, основывали, писали, ставили. Так было в 1910-е, когда очагом американской новой драмы стал объединивший суфражисток «Провинстаун плейерс». Так было в 1930-е годы, когда грандиозный Федеральный театральный проект возглавила Холли Фланаган. Так было в 1960-е, когда символом Офф-Офф-Бродвея стал основанный Эллен Стюарт клуб LaMama. Борьба за права женщин неизменно становилась борьбой за права всех исключённых. Реальность меняется, и сегодня женщины-драматурги не уступают мужчинам ни в известности, ни в востребованности. Проблематику пьес Эни Бейкер, Сьюзан Лори-Паркс, Доминик Мориссо можно рассматривать и в контексте социальной исключённости, однако также они дают возможность говорить о языковой игре, музыкальности, метанарративе.
Юлия Клейман — кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, куратор, доцент РГИСИ (Санкт-Петербург) и ВШЭ (Москва). Стипендиат программы «Фулбрайт», автор книги «Американская режиссура первой трети XX века».
Продолжительность 1 час 10 минут, на русском языке с синхронным переводом на английский.