С 16 по 18 мая 2025 года на Новой сцене Александринского театра прошёл междисциплинарный фестиваль к 12-летию площадки — НОВАЯ XII.
Программа Фестиваля отражала ключевые направления деятельности Новой. Три дня, десять событий: перформансы, концерты, режиссёрская лаборатория, лекция, дискуссии. Команда кураторов осмысляла двенадцатилетие как завершение одного цикла и начало другого, смыслы Фестиваля выстроились вокруг мифологии творчества и творца, размышляя об идентичности площадки.
Так, перформанс «Миф о Прометее» от «Лаборатории новых медиа» обращался к античному мифу через призму современного технологического мира, а в ходе дискуссий речь шла о деконструкции авторства, технологиях как новом каноне, ностальгии по ремеслу и поиске новых границ.
Совместный проект Новой сцены и Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга был посвящён пионеру светомузыкального синтеза Александру Скрябину, прозвучали две его новаторские работы начала ХХ века «Поэма экстаза» и «Прометей» («Поэма огня»).
Аудиовизуальный концерт электронной музыки «Noiseroom. Метафора» представил выступления трёх междисциплинарных артистов — японского музыканта Хадзимэ Кодзиро с традиционными барабанами тайко в сетапе; проекта Saraf с аудиовизуальным перформансом, берущим концептуальное начало в эсхатологических мифах скандинавской культуры; эмбиент-композитора SymphoCat и вокального коллектива NOĒSIS с премьерой оперы «Момент откровения».
В программе Фестиваля были представлены показы режиссёров Кирилла Сбитнева, Александра Чеботарёва и Кирилла Демидова в лаборатории «КиноТеатр» в рамках Года молодой режиссуры.
Подробнее о событиях Фестиваля:
16, 17, 18 мая, 16:00, Медиацентр
НОВАЯ XII · Лаборатория «КиноТеатр» в рамках Года молодой режиссуры-2025
Были показаны работы режиссёров, чьи заявки были выбраны для участия во втором этапе Лаборатории: эскиз спектакля Александра Чеботарёва «Бездна» по рассказу Леонида Андреева; эскиз спектакля Кирилла Демидова по мотивам кинофильма Карела Кахини и Яна Прохазки «Ухо» (Чехословакия, 1969). Ещё одну работу, эскиз спектакля по пьесе Герхарта Гауптмана «Шлюк и Яу» создал куратор Лаборатории Кирилл Сбитнев. После каждого показа прошли обсуждения с экспертами.
16 мая, 19:00, Фойе
НОВАЯ XII · Разговор о Скрябине. Лекция Элины Андриановой
17 мая, 18:00, Фойе
НОВАЯ XII · Дискуссия. Прометеи искусства: технологии как новый канон
17, 18 мая, 19:00, Чёрный зал
НОВАЯ XII · Лаборатория новых медиа. Миф о Прометее
Перформанс-размышление
Является ли технологическая зависимость новой формой мифологического наказания? Страх перед искусственным интеллектом — это страх перед внешней угрозой или перед собственной уязвимостью?
Новая работа от команды «Лаборатории новых медиа» переосмысляла античный миф о Прометее через призму современного технологического мира. Если Прометей когда-то подарил людям огонь — символ знания и прогресса, то сегодня его роль берут на себя технологии, обещая человечеству невиданные возможности. Перформанс предлагал задуматься: каковы последствия полной зависимости от технологий? Кому принадлежит ответственность в мире, управляемом технологиями? Может ли человек отказаться от удобства ради свободы? В процессе перформанса каждый выбор зрителей формировал уникальное развитие: герой мог остаться в мире технологий или найти силу в самостоятельном принятии решений.
Авторы: Серафима Томошевская, Ольга Шабатура, Антон Шанихин, Анастасия Брюханова (Anastasia Blur).
17 мая, 20:00, Новая сцена
НОВАЯ XII · Скрябин. Поэма экстаза. Поэма огня
Фантазия для Новой сцены и симфонического оркестра
Совместный проект Новой сцены и Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга был посвящён пионеру светомузыкального синтеза Александру Скрябину и представил две его новаторские работы начала ХХ века «Поэму экстаза» и «Прометей» («Поэма огня»). Проект был вдохновлён идеей Скрябина о Мистерии — некоем действе, которое бы преобразовало Вселенную и утвердило новый, прекрасный порядок мироздания. Обе симфонические поэмы были исполнены большим составом оркестра со световой партитурой и видео. В исполнении «Прометея» («Поэма огня») также участвовали солирующее фортепиано и хор.
Антон Лубченко, художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга: «Александр Скрябин мечтал создать Мистерию, после которой жизнь каждого человека на Земле изменится. Сергей Танеев даже шутил: "А если меня моя настоящая жизнь устраивает, мне что же, под кровать залезть от Вашей Мистерии?.."
Прикоснуться к таинству партитур одного из моих любимых композиторов мы планировали в следующем сезоне, но предложение Новой сцены ускорило этот долгожданный момент.
Позднее симфоническое творчество Скрябина требует максимальной мобилизации всех сил коллектива — и в количестве, и в качестве. Ещё год назад никому в голову не могло бы прийти исполнение нашим оркестром “Поэмы экстаза” и “Прометея”. Но сегодняшний проект показывает, что Губернаторский симфонический способен отвечать на самые амбициозные творческие вызовы.
Предвкушаю этот вечер и приглашаю всех окунуться в безумие скрябинского мистицизма — особенно тех, кто, вслед за композитором, верит, что ни один из слушателей не уйдет прежним».
Солист — лауреат Международных конкурсов Павел Райкерус (фортепиано).
В начале концерта и между частями прозвучал саунд-дизайн, созданный эмбиент-композитором SymphoCat с использованием прототипа цвето-звукового синтезатора «АНС» (его разработал советский инженер Евгений Мурзин (1914 — 1970) и назвал в честь Скрябина по инициалам композитора). Звуковой ландшафт был совмещён с поэтической частью «Поэмы экстаза», отрывки из которой читал артист Александринского театра Владимир Минахин.
18 мая, 18:00, Фойе
НОВАЯ XII · Дискуссия. Кто создатель сегодня: деконструкция авторства, ностальгия по ремеслу и поиск новых границ
18 мая, 20:00, Новая сцена
НОВАЯ XII · Noiseroom. Метафора
В программе аудиовизуального концерта электронной музыки «Noiseroom. Метафора» были представлены три выступления от междисциплинарных артистов и медиахудожников.
Темой концерта стало понятие «метафора», перенос смысловых свойств с одного объекта на другой.
В рамках концерта выступил японский музыкант Хадзимэ Кодзиро, использующий в своём сетапе традиционные японские барабаны тайко. Алхимический процесс мистического звукового эксперимента представил проект Saraf. Была заявлена премьера оперы «Момент откровения» для четырёх голосов и электроники от эмбиент-композитора SymphoCat при участии вокального трио NOĒSIS и певца Ивана Маркова.
За видео-арт, который создавался на нескольких экранах в реальном времени с применением технологий искусственного интеллекта, отвечала медиахудожник Xenia Sangina.
Технический партнёр