В программе «Новая музыка на Новой сцене» — фильм Рене Клера «Париж, который спит» (Paris qui dort,1923), фильм озвучит Московский ансамбль современной музыки, который исполнит сочинения Эрика Сати и Сати-Курляндского.
Эрик Сати-Дмитрий Курляндский – «Vexations» и «Gnossiennes», транскрипция для фортепиано и ансамбля
Эрик Сати «Кабаре – песни» для голоса и фортепиано:
Хочу тебя
Омнибус – автомобиль
Три мелодии без слов (Рамбуйе, Птицы, Мариенбад)
У доктора
Дива Империи
Нежно
Московский ансамбль современной музыки:
Алиса Тен, голос
Михаил Дубов, фортепиано
Мона Хаба, фортепиано
Глеб Хохлов, скрипка
Юлия Мигунова, виолончель
О проекте:
Режиссёрский дебют Рене Клера, короткометражный фантастический фильм «Париж, который спит» (или «Париж уснул») в духе сочинений Герберта Уэллса давно стал классикой мирового кинематографа. Блестящий сценарий, красивые съемки на воздухе, талантливая игра актёров, новаторские приёмы, такие как, например, использование «стоп-камеры» для характеристики действия «машины сонных лучей» или оригинальное использование приема размножения кадра для создания впечатления уснувшего города – всё это сделало фильм новым словом в синематографе того времени.
Таким же новаторством отмечено творчество французского композитора Эрика Сати – эксцентрика и реформатора европейской музыки первой четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн, начиная от Клода Дебюсси, французской «Шестёрки» и заканчивая Джоном Кейджем. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. В конце 1910-х годов Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, непрерывно звучащей в магазине или на выставке.
Рене Клер и Эрик Сати не только были дружны, но и сотрудничали вместе при создании следующего немого фильма Рене Клера «Антракт», снятого на музыку балета Сати «Спектакль отменяется». МАСМ предлагает озвучить произведениями Эрика Сати и немой фильм Рене Клера «Париж, который спит» (Paris qui dort), что, на его взгляд, органично дополняет фильм и выделяет акценты в его сюжетной канве. Прозвучат известные «Кабаре – песни», а также фортепианные «Vexations» и «Gnossiennes» в переработке для ансамбля Дмитрия Курляндского.
Сюжет фильма:
Проснувшись однажды утром, сторож Эйфелевой башни обнаруживает, что весь огромный город в буквальном смысле уснул: остановились машины, застыли в случайных позах люди за работой. Он пытается выяснить причину столь странного происшествия. К его поискам присоединяется разношёрстная компания случайных пассажиров самолёта (коммивояжёр, уличный воришка, светская львица и пр.), приземлившаяся этим же утром в Париже.
Они бродят по городу, воруют деньги или мелкие вещи у уснувших людей, затем возвращаются на башню. Там между мужчинами возникает потасовка из-за единственной женщины в их компании. Вдруг они слышат по радиосообщение о том, что тех, кто не спит, просят подойти по такому-то адресу. Придя в указанное место, компания встречается с девушкой, которая сообщает им, что виновником усыпления стал её дядя-учёный, который направил на город особые изобретённые им лучи. До вершины башни и до летящего самолёта они не доставали. Компания просит учёного вывести людей из сна, и тот через некоторое время придумывает, как это сделать. Город вновь приходит в движение.
Сторож башни, вышедший на прогулку по городу с племянницей учёного, обнаруживает, что у него нет денег, и подговаривает девушку отвлечь профессора и снова остановить жизнь в городе. Они делают это, но обман быстро раскрывается, и из-за попытки кражи молодых людей отводят в полицию. Там они рассказывают об опыте профессора, но им не верят и препровождают в сумасшедший дом, где они встречаются со своими бывшими спутниками, также пытавшимися рассказать о произошедшим. Но вскоре их отпускают, и сторож с племянницей наблюдают с вершины башни за Парижем внизу.