В программе концерта солистов CEAM Artists и Московского ансамбля современной музыки собраны электроакустические произведения современных композиторов. Электроакустическая музыка – инновационное направление, которое быстро развивается в последнее столетие и при этом уже имеет свою историю и традиции.
Проект «Под напряжением» осмысливает весь опыт электроакустической музыки на протяжении последних 100 лет, представляя как пионеров электроники, так и последние разработки в этом направлении. На Новой сцене Александринского театра пройдет заключительный, 10-й концерт этого проекта. В программу вошли 8 разнообразных электроакустических сочинений.
Программа 1 отделения:
-
Хибики Мукаи. «Le Magnoliа» для виолончели, баяна и электроники
-
Араш Азади. «Manic-Depression» для ансамбля и электроники
-
Екатерина Хмелевская. «Daily music» для флейты, ударных, виолончели, баяна, электроники и видео
-
Ольга Бочихина. «Акустико-пространственные миражи. Сад» для виолончели, баяна, фортепиано, перформеров и электроники
Программа 2 отделения:
-
Стефан Принс. «Piano hero № 1» для MIDI-клавиатуры, видео и электроники
-
Николас Морриш. «Marmalade sky» для трио электронных ударных инструментов
-
Уэстон Оленки. «for melodicas» для мелодик и электроники
-
Дидем Джошкунсевен. «Dawn Chorus» для вибрафона, маримбы и электроники
На создание сочинения «Le Magnoliа» композитора Хибики Мукаи вдохновил запах цветка. Основная идея здесь — живая электроника, создающая уникальные гармонические поля, похожие на запах цветка.
Написанная специально для солистов CEAM Artists пьеса «Manic-Depression» молодого композитора из Ирана Араша Азади исследует собственный опыт состояния, связанным с биполярным аффективным расстройством. Экстаз и эйфория чередуются с долгими периодами депрессии. Мировая премьера пьесы прозвучала в Москве в феврале этого года.
Тогда же прозвучала и мировая премьера произведения «Daily music» Екатерины Хмелевской, также написанной для CEAM Artists. В трехчастном произведении композитор задается вопросом, в чем суть домашнего очага сегодня. В пьесе задействованы бытовые приборы: радио, чайник, чашки, книги и даже новогодние гирлянды.
Завершает первое отделение перформативная пьеса Ольги Бочихиной для ансамбля, перформеров и электроники «Акустико-пространственные миражи. Сад». Отправной точкой этого сочинения стал историко-архитектурный комплекс «Цвингер» в Дрездене. Его форма в виде четырехлистника метафорически передает идею райского сада. Ольга Бочихина исследует эту метафору, используя ветки и названия растений на латыни, которые произносят перформеры.
В «Piano hero № 1» Стефан Принс изучает феномен инструментального исполнительства на фортепиано, в каком формате оно возможно сегодня, кто такой исполнитель, и как следит за ним публика.
Уэстон Оленки в своем произведении для мелодик «for melodicas» исследует этот «синтетический» инструмент и пытается найти в его звучании особенную красоту, соединив его с электроникой.
Два произведения для ударных инструментов с электроникой в концерте по-разному трактуют выразительные возможности ударных. И если Морриш в своем «Marmalade sky» рисует несуществующий пейзаж или впечатление, то Дидем Джошкунсевен, американская композитор из Турции, передает в стиле минимализм чувство захваченности красотой природы такой силы, что это невозможно вынести.
Мультимедийные сочинения представят ведущие ансамбли современной и электроакустической музыки России: Центр электроакустической музыки Московской консерватории под руководством Николая Попова и Московский ансамбль современной музыки под руководством Виктории Коршуновой.
Проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.