Ближайшие
25 ноября на сцене Александринского театра Международный фестиваль искусств «Дягилев P. S.» представит петербургскую премьеру балета Сергея Ахунова «Литургия».
Хореография: Ольга Цветкова.
Исполнители:
Танцевальная компания «КАННОН ДАНС» (Санкт-Петербург)
Художественный руководитель Наталья Каспарова
Оркестр современной музыки OpensoundOrchestra (Москва)
Дирижёр Станислав Малышев
Вокальный ансамбль INTRADA (Москва)
Художественный руководитель Екатерина Антоненко
«Литургия» – это неосуществлённый проект Сергея Дягилева. В 1914-1915 годах импресарио задумал поразить публику пластическим спектаклем без музыки, по стилистике близким к византийским богослужениям. Изначально артисты должны были двигаться под звук собственных шагов. Позже заказ на партитуру получил Игорь Стравинский, один из постоянных композиторов раннего периода «Русского балета», труппы Дягилева. Хореографом должен был выступить Леонид Мясин – молодой московский танцовщик, который только что стал премьером труппы и пользовался особым расположением импресарио. Сценографию и костюмы поручили художнице-авангардистке Наталье Гончаровой, которая много работала с иконописными мотивами. Именно по её работе мы в итоге и знаем «Литургию». Спектакль остался в истории в виде замысла, писем Дягилева и эскизов Гончаровой, которые хранит Государственная Третьяковская галерея.
Более 100 лет «Литургия» была достоянием дягилевоведов.
В 2023 году театр танца «КАННОН ДАНС» представил в московском «Зарядье» мировую премьеру своей версии этого произведения. Петербургский композитор Сергей Ахунов создал оригинальную партитуру на основе древнерусского строчного пения и аллюзий на музыку Стравинского. Хореограф Ольга Цветкова сочинила пластический рисунок, в котором сочетаются мотивы из известных постановок «Русского балета», движения из физкультурных парадов и оживленная пластика картин на религиозные сюжеты.
«Эта постановка не является балетом в традиционном смысле слова. Это, скорее, действо, в которое помимо танцоров включаются другие участники, находящиеся на сцене. И главная задача не воссоздание православной церковной литургии, а отображение её красоты и глубинных смыслов посредством музыки и танца». Сергей Ахунов