19 марта, в 20:00 на Новой сцене Александринского театра состоится лекция Ирины Сироткиной «Формы тела и тело без формы» — четвертая встреча цикла «Качество формы: об избыточности, полноте и хорошем гештальте» нового проекта «Прагмема».
Гимнастика, борьба, балет, современный танец, соматика различаются не только своим телесным идеалом — той формой тела, которую они формируют, — но и внутренним переживанием движения, кинестетическим чувством. Если внешний вид тела доступен взгляду, то «внутреннюю форму тела» можно ощутить только изнутри, кинестетически. Разные телесно-двигательные системы различаются тем, какую роль играет в них «шестое» чувство — кинестетика.
Ирина Сироткина (Москва) — кандидат психологических наук, PhD, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Специалист по исследованиям танца и двигательной культуры. Автор книг «Свободное движение и пластический танец в России», «Шестое чувстов авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников», «Танец: опыт понимания» и др. Практикует «музыкальное движение» — отечественный вид свободного танца А. Дункан.
Лекционный цикл «Качество формы: об избыточности, полноте и хорошем гештальте». Испытывая что-то — ощущая, воспринимая, переживая, мы ищем слова или иные формы выражения, чтобы это назвать. Существует потребность преобразовать переживание в опыт. Для этого мы ищем текст, подходящий нашему состоянию: его читаем, запоминаем или поем. Используя чужой или создавая собственный текст, мы создаем свое «я». Повторяя его, мы укрепляемся в собственном образе. Антрополог Клиффорд Гирц, сопоставляя петушиные бои на острове Бали с привычными для нас формами досуга, писал: «Формы искусства создают и воссоздают ту самую субъективность, которую они призваны только изображать. Квартеты, натюрморты и петушиные бои — не просто отражения некоего существовавшего ранее образа чувствования, они — активная действующая сила в создании и поддержании такого образа чувствования». Мы будем говорить об общих формах, обеспечивающих доступ к индивидуальному опыту, о заданных и искомых «формах чувствительности».
При поддержке фонда ALMA MATER