ВИДЕО И КИНОИСКУССТВО: ПРОБЛЕМЫ, ИМЕНА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Новый совместный практикоориентированный лекторий
Университета ИТМО и «Лаборатории новых медиа» Новой сцены Александринского театра
В фокусе лектория: истоки и проблемы кино и видеоарта, основные персоналии рассматриваемого медиума. Особое внимание будет уделено тому, как кинематограф был включён в различные системы коммуникации. Вдохновлён курсом «Киноисследования: от Чаплина до Тарантино» Центра социальных и гуманитарных наук Университета ИТМО.
Лекторий поделён на три тематических блока:
— «История изобретения медиа» — аудиовизуальный анализ раннего кино и видеоарта;
— «Переход от старых медиа к новым» — обновление технологического процесса;
— «Искусство видео» — технические особенности, в рамках которых выступят специалисты по дискуссионным темам в истории видео и кино.
В ходе каждого блока будут проводится ридинги ключевых текстов теоретиков и практиков видеоарта, после — практические занятия.
Кураторы проекта: Анастасия Брюханова, Дарья Мартынова, Арсений Агеев.
6 СЕНТЯБРЯ - ЛЕКЦИЯ ДАРЬИ МАРТЫНОВОЙ: Влияние хронофотографии на развитие киноискусств.
Исследованию происхождения кинематографа как визуальной и, в более широком смысле, перцептивной технологии уделяется мало внимания. Особенно это касается связи фотографии и кино. В рамках этой лекции мы постараемся проследить взаимосвязи этих медиумов, нацеленных на «объективную» фиксацию действительности. Для этого мы обратимся не только к истории фотографии, но и к первым фильмам, появившимся задолго до знаменитого показа братьев Люмьер. Особую роль в лекции будет играть обращение к истории и технологии одной из разновидностей фотографии – хронофотографии, так как она позволяет фиксировать не только движение, но и продолжительность и скорость производных пространства и времени. Эта информация может быть использована и использовалась для ответа на различные вопросы о движении. Именно поэтому считают, что хронофотография была «родоначальницей» кино и анимации, ведь они — это последовательность неподвижных изображений, проецируемая на экран.
Как в XIX веке имитировали движение с помощью фотокамер? Как последовательность изображений создает движение? Как проследить, чтобы последовательность не прерывалась, и как создавали саму фиксацию движения? Все эти вопросы мы обсудим в рамках лекции. На лекции также будут демонстрироваться фрагменты первых фильмов или «движущихся картинок» («Транзит Венеры» 1874 г., «Сцена в саду Роундхен» 1888 г. и многие другие).
СЛЕДУЮЩИЕ ЛЕКЦИИ В ЦИКЛЕ:
13 сентября - ЛЕКЦИЯ АРСЕНИЯ АГЕЕВА: Аудиовизуализации в раннем кино и видеоарте
27 сентября - ЛЕКЦИЯ ДАРЬИ МАРТЫНОВОЙ И АРСЕНИЯ АГЕЕВА: Лиминальность в видеоарте