Мы обычно думаем об истории искусства XIX-XX веков как о победном шествии от импрессионизма к авангарду, по пути постепенной формализации и абстрагирования. Авангард, в свою очередь, понимается как результат революционного подрыва или расширения чувствилища. Он, в конце концов, приводит к отказу от проективной репрезентации как таковой. Эта история искусств, которую я бы грубо назвал экстраверсивной или прогрессистской, минимизирует программный, философский уровень искусства, сводя его к «чувственности». Не то что бы она была неверна, но она неточно расставляет акценты. В 1880-90х годах французское искусство постепенно отходит от импрессионизма к символизму, как более содержательной и в то же время орнаментально работающей программе. Английское же искусство и ранее склонялось в символистскую сторону.
Символизм – это искусство ума и фантазии, а не чувственности или симуляции реальности (как в импрессионизме, из которого растут эстетические программы модных философов вроде Делёза и Рансьера). Не формальный эксперимент, направленный на еще лучшее ухватывание реального, а стирание границ образа в его нереальности. Впрочем, символизм исторически тяготел одновременно к мистике и кичу. Но именно из этого корня затем возникают авангардные и/или модернистские проекты (например, «Синий всадник», ранняя «Парижская школа», в России от Петрова-Водкина и Филонова до Самохвалова). В так называемом «современном искусстве», равно как и в современной массовой культуре, особенно кино и видеоиграх, наследие символизма играет существенную, а иногда и определяющую роль. В лекции мы обсудим основные идеи символизма и затем обсудим причины его популярности.