30 апреля на Новой сцене Александринского театра состоится лекция Ануш Варданян «Параджанов: между желанием и воспоминанием». Пятая встреча цикла «Качество формы: об избыточности, полноте и хорошем гештальте» нового проекта «Прагмема».
О лекции: Главным талантом человека является способность жить, переживать свою жизнь и действовать в своей жизни. Это, собственно, то немногое, что делает человека художником. Сергей Параджанов – режиссер, сценарист, художник – по счастью, единственный из всех известных мне людей на земле, чья человеческая идентичность неопределима через перечисление профессиональных навыков. Он творец миров – без хронологии, без национальных границ, без моральной дидактики. В красочных мирах Параджанова легко потеряться, захлебнуться в «не своей» красоте и утонуть в чужой свободе. Но как присвоить себе это? Как понять мир Параджанова? Я предлагаю рассмотреть художника, как персону, поместившую себя между прошлым (воспоминание) и будущим (желание), ставшим мостом между этими мирами.
О лекторе: российский сценарист, литератор, художник, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Лектор и преподаватель сценарного дела. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных – книга «Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая» (2014), романы «Воск» (2014) и «Мой папа – сапожник и дон Корлеоне», «Бумажные ласки» (2017).
Лекционный цикл «Качество формы: об избыточности, полноте и хорошем гештальте». Испытывая что-то — ощущая, воспринимая, переживая, мы ищем слова или иные формы выражения, чтобы это назвать. Существует потребность преобразовать переживание в опыт. Для этого мы ищем текст, подходящий нашему состоянию: его читаем, запоминаем или поем. Используя чужой или создавая собственный текст, мы создаем свое «я». Повторяя его, мы укрепляемся в собственном образе. Антрополог Клиффорд Гирц, сопоставляя петушиные бои на острове Бали с привычными для нас формами досуга, писал: «Формы искусства создают и воссоздают ту самую субъективность, которую они призваны только изображать. Квартеты, натюрморты и петушиные бои — не просто отражения некоего существовавшего ранее образа чувствования, они — активная действующая сила в создании и поддержании такого образа чувствования». Мы будем говорить об общих формах, обеспечивающих доступ к индивидуальному опыту, о заданных и искомых «формах чувствительности».
При поддержке фонда ALMA MATER