Лекции «Лаборатории новых медиа» (ЛНМ) включают в себя темы формирования и развития языка медиа, медиафилософии, антропологии культуры и медиа-археологии.
ТРАНСЛЯЦИИ ЛЕКЦИЙ — https://vk.com/newstagemedialab
Первая часть цикла лекций ЛНМ-2020 посвящена исследованию медиа и перформанса, начиная с истории возникновения перформанса и хэппенинга 1950-х годов до современного искусства перформанса — как культурного феномена, охватывающего разнообразные практики и направления в искусстве сегодня. Лекции сформированы вокруг важного периода в истории современного искусства — 1950-1960 гг. и основной объединяющей линией являются опыты “нью-йоркской школы” и их проект “9 вечеров” объединивший театр и инженерию.
В январе 1966 года десять нью-йоркских художников и тридцать инженеров из телефонных лабораторий фирмы Белл приступили к совместному эксперименту, в результате которого возникла серия хореографических, музыкальных и театральных работ с использованием новых технологий того времени. Художники Джон Кейдж, Люсинда Чайлдс, Ойвинд Фальстрем, Алекс Хей, Дебора Хэй, Стив Пэкстон, Ивон Райнер, Роберт Раушенберг, Дэвид Тюдор и Роберт Уитман совместно с инженерами показали свои перформативные инсталляции в октябре 1966 года в Нью-Йорке в помещении Арсенала 69-го военного полка. Они были записаны и засняты на цветную и черно-белую пленку. Через год Роберт Раушенберг и Билли Клювер основали фонд E.A.T. (Experiments in art and technology), который продолжил осуществлять проекты на стыке науки и искусства. Акции E.A.T. положили начало такому актуальному сегодня направлению, как science art — взаимодействию искусства и науки в пространстве медиатехнологий.
Список лекций в цикле:
11 марта, 19:30 — Маша Данцис / Лекция: Медиа и перформанс. E.A.T.: рождение перформанса и современного танца.
18 марта, 19:30 — Маша Данцис / Лекция: Медиа и перформанс. Тело машины.
25 марта, 19:30 — Аня Кравченко / Лекция-перформанс: Тело как опыт или практика отношений с тем, что я воспринимаю. Дебора Хей.
1 апреля, 19:30 — Маша Шешукова / Лекция-перформанс: Зачем смотреть на тело, которое танцует? Триша Браун и Люсинда Чайлдс.
8 апреля, 19:30 — Антон Вдовиченко / Лекция-перформанс: От искусственного к естественному и обратно. Стив Пэкстон.
15 апреля, 19:30 — Камиль Мустафаев в беседе с Аней Кравченко, Антоном Вдовиченко, Машей Шешуковой / Лекция-перформанс: Человек из ниоткуда.
11 марта / Маша Данцис / Лекция 1. Медиа и перформанс. E.A.T.: рождение перформанса и современного танца
К концу 1950-х годов общество оказалось перед лицом реалий послевоенного восстановления, новых войн и идеологий (в том числе войны во Вьетнаме и коммунизма), растущих социальных движений, вызванных лишением гражданских прав населения, всё более недовольным молодым поколением и шквалом технологических инноваций. В этом культурном климате художники и художницы начали подвергать сомнению роль искусства в том виде, в котором они её знали. Они стали использовать тело — как новый инструмент, радио, телевидение и видеокамеру - как новую среду для коммуникации со зрителем, тем самым пересматривать понятие “искусства”. Художники и художницы критикуют средства массовой информации и методы воздействия их на общество, они размывают границы между дисциплинами и перенастраивают новые технологии, создавая произведения, которые максимально активно и по новому коммуницируют со зрителем.
В первой лекции мы разберемся с понятием “медиа”, с тем когда это понятие было описано и почему медиа стало инструментом искусства, а также рассмотрим понятие “перформанс”. Посмотрим и обсудим произведения таких художников и художниц как Джоан Джонас, Кароли Шнееманн, Вали Экспорт, Вольф Фостель, познакомимся с историей деятельности ассоциации E.A.T.(Experiments in art and technology. эксперименты в искусстве и технологии)
Маша Данцис — Преподаватель программы кино и видео факультета свободных наук и искусств СПбГУ. Получила образование в Академии Искусств в Касселе на факультете визуальных искусств. В аспирантуре Берлинского университета искусств изучала вопросы презентации видеоинсталляций. В своём творчестве Маша Данцис исследует воздействие сетевой культуры на обычную жизнь человека, его чувства, на его взаимоотношения с обществом. Она номинант "Биеннале арт-кино" (Кельн, 2007), фестиваля документального кино в Касселе (2005, 2009 гг.), лауреат конкурса междисциплинарных художников Германии Columbus Art Foundation (2010, Лейпциг) , международного фестиваля медиаискусства «Киберфест-12» в Санкт Петербурге. Работы находятся в коллекциях Columbus Art Foundation в Равенсбурге и Еврейского музея в Берлине.
18 марта / Маша Данцис / Лекция 2. Медиа и перформанс. Тело машины
Так же как развивались критические и рефлексивные художественные процессы на тему технологий и наших с ними взаимоотношений, так же развивались и сами технологии, делая себя незаменимыми для человека и постепенно срастаясь с ним. Мы с трудом можем вспомнить времена без Интернета или без сотовой связи. Биотические протезы, максимально быстрая связь через социальные сети, моментальное получение нужной информации сделало нас не столько зависимыми от машины, сколько частью ее. Художники больше не пытаются гуманизировать технику, как это делал Нам Джун Пайк и Вольф Фостель, время эксперимента-игры прошло. Художники начинают срастаться с машиной, машина больше не инструмент, она часть самого тела художника. В этой лекции мы рассмотрим работы таких художников как Уоррен Сак, Ребека Боллингер, Маргарет Морс и других, разберемся что такое тело киборга и тело машины в поле современного искусства. Поговорим о сетевом и цифровом искусстве, зададим вопрос о роли художника и о роли машины в процессе производства художественных объектов.
Продолжительность 1 час 30 минут
25 марта / Аня Кравченко / Лекция-перформанс: Тело как опыт или практика отношений с тем, что я воспринимаю. Дебора Хей
Современное искусство вместе с формальными трансформациями своих «объектов» неустанно пересматривает условия взаимодействия между произведением и зрителем. Танец, который возникает вместе с поп-артом, кинетическим искусством и минимализмом, и чьи практики мы наследуем и развиваем по сей день – предельно приближает тело танцующего к телу смотрящего. Основной и иногда единственной разделительной линией между произведением танца и зрителем становится особый характер внимания танцовщика, который «приглашает быть увиденным» тело в становлении, тело как опыт.
«Я хочу предложить встречу с работами хореографа Деборы Хей, которая с 1960-х развивает особый метод практики и «письма» танца, культивирующий «катастрофический уровень восприятия». Характер внимания, который стимулируют ее работы, открывает дорогу к совершенно иному пониманию композиции, близкому генеративной музыке и графике, а также формирует поле практики и разработки инструментов наблюдения собственного опыты в движении и его радикальной трансформации» / Аня Кравченко о лекции.
Аня Кравченко – художница, танцовщица, хореограф, создает перформансы, видео, партитуры, публикации, лаборатории как формы практики недвойственного взаимодействия между телами разной природы, самостоятельно и в сотрудничестве с такими художниками как Анастасия Толчнева, Саша Конникова, Валентина Луценко, Марина Шамова и другие. Со-основатель ресурса о современном танце roomfor.ru. Выпускница магистерской программы по современной хореографии e.x.e.r.c.e (Монпелье, 2015 - 2017). Проекты Ани были представлены на таких площадках как Музей «Гараж» (Москва), ЦСИ Типография (Москва), Мутабор (Москва), ММОМА Гоголевский 10 (Москва), ISSMAG Gallery (Москва), ZAT Festival (Монпелье), ESBAMA Gallery (Монпелье) и других. С 2018 года живет в Петербурге, где совместно с Антоном Вдовиченко, Камилем Мустафаевым и Машей Шешуковой поддерживает работу студии перформативных искусств СДВИГ.
1 апреля / Маша Шешукова / Лекция-перформанс: Зачем смотреть на тело, которое танцует? Триша Браун и Люсинда Чайлдс
Считается, что «до эпохи модернизма физическая реальность тела оставалась в принципе случайной». Тело с его обычными мотивами, намерениями, потребностями служило лишь демонстрацией природного начала, инструментом интерпретации или «сосудом» чувств и смыслов. Сейчас мы наблюдаем, как тело становится своим же посланием, взглядом, чистым пространством, самостоятельным полноценным актом. Зачем смотреть на чистое пространство? Как на него смотреть? Эти и многие другие вопросы, которые особенно проявляются в танце, где грань между «чистым» и «шумом» слишком тонка.
«Воссоздать или пересобрать пространство как новое используя механические инструкции. Предложить ограниченное количество задач в определенный промежуток времени. Выделить любое совершаемое действие как солирующее. Любая случайность имеет свои причины и следствия. Это лишь малая часть тезисов, которые возникают в связи с историей танца двух американских хореографов Триши Браун и Люсинды Чайлдс, чей танец был одновременно многомерным и строгим. Они открыли возможности для хореографии как записи пространственных событий, скорее чем метода явления танца» / Маша Шешукова о лекции.
Маша Шешукова – танц-художница, хореограф, перформер. Окончила магистрскую программу «Художественные практики современного танца» в АРБ им. А.Я. Вагановой. Участница фестивалей «Нищебродский», «ТЕРРИТОРИЯ», «Антон тут рядом», «ПроТоАрт», «Ночь музеев», «Электромеханика». Выступала хореографом и перформером в Мастерской Новой сцены Александринского театра, в проекте «Новые люди» БДТ им. Г.А. Товстоногова. Резидент Школы эстетического экстремизма ЦТИ Трансформатор (Москва). Преподаватель в Гуманитарном университете Профсоюзов. С 2019 присоединилась к команде студии перформативных искусств СДВИГ.
8 апреля / Антон Вдовиченко / Лекция-перформанс: От искусственного к естественному и обратно. Стив Пэкстон
В двух перформансах американского танцовщика и исследователя танца Стива Пэкстона «Satisfyin' Lover» (1967) и «Magnesium» (1970) на «сцене» появляются реальные тела с их несовершенством, с бытовой узнаваемостью. В «Magnesium», который можно считать предтечей самостоятельного движенческого направления – контактной импровизации, – тело сводится к объекту, подверженному реальным физическим силам (гравитации, центробежной, центростремительной, ускорению). Но что если, эта естественность, на самом деле предлагает новую условность, делает эти знаками, которые создают новую оптику, новые возможности мышления о теле?
«На мой взгляд, эти работы манифестируют новую телесную реальность, которая появилась из критики танца того времени с его стилизацией всего, что выносится на сцену, с его игрушечностью. Об естественности и искусственности, а также об импровизации, как о способе создавать новые формы коммуникации, вот об этом всем и хотелось бы поговорить в связи с такой фигурой, как Стив Пакстон» / Антон Вдовиченко о лекции.
Антон Вдовиченко – хореограф, перформер, педагог. В 2011 году окончил театральный институт (курс Льва Эренбурга) по специальности «Актер драматического театра и кино». В 2012 – 2013 году работал в Okno Dance project. В 2016 года выпустил собственные работы в сотрудничестве с фестивалем «Нищебродский» на площадке «Скороход»(спектакли «Порода» и «Самый волшебный цветок»). С 2014 года и до сих пор является руководителем проекта «ТехноЛаборатория», перформансы которого были показаны на таких петербургских площадках, как Скороход, КвартаРиата, Манеж, Главный штаб Эрмитажа, студия перформативных искусств Сдвиг и других. С 2017 начал работу в студии перформативных искусств СДВИГ.
15 апреля / Камиль Мустафаев в беседе с Аней Кравченко, Антоном Вдовиченко, Машей Шешуковой / Лекция-перформанс: Человек из ниоткуда
Работы американских хореографов поколения 60-х в записанной истории стали символической точкой отсчета явления нового тела, нового способа движения. Временная и географическая дистанция, которая отделяет нас от них, никогда не позволит нам по-настоящему увидеть опыт становления этих новых тел. Становится ли эта история нашей по-настоящему? Как современное тело конкретного человека резонирует с этим историческим опытом? Эта лекция станет своеобразным «антидотом» от очарованности историей и возможно позволит по-настоящему встретиться с опытом становления новых тел.
«Волна, одна за другой бьются о берега поколений, принося новое и забирая старое. Каково это, оказаться на берегу без ориентиров, наблюдая только шлейфы на песке, залитые водой. Идти вперёд, назад или оставаться на месте? Не зная ничего о прошлом, возможно ли идти в будущее, не откликаясь на эхо с тех берегов. Каждый мой шаг, это след в песке времени, даже если я не знаю как возникли эти песчинки, нога проминает их и отталкивается, чтобы идти дальше. Пройдём небольшое путешествие человека из ниоткуда и попытаемся понять «откуда растут корни», насколько важно их видеть и как знание о них влияет на уверенность моего шага» / Камиль Мустафаев о беседе.
Камиль Мустафаев – перформер, инженер, повар. Участвовал в таких постановках как «Все как у людей», «108 соло», «Descend», «Иррациональное тело» и других. Участник большого количества мастер-классов и лабораторий в сфере современного танца и перформанса. Занимается фото, видео и дизайном. С 2017 года работает в студии перформативных искусств СДВИГ.