Ближайшие
К 150-летию Всеволода Мейерхольда Новая сцена Александринского театра запустила серию перформансов, каждый из которых переосмысляет, комментирует или пытается отрефлексировать творческие практики Мейерхольда, так или иначе подступается к его наследию.
Команда «Лаборатории новых медиа» Новой сцены обратилась к принципам биомеханики — системы упражнений, направленных на развитие физической подготовки тела актёра, и подготовила перфолекцию: не просто лекцию, а уникальный перформанс, в котором медиахудожник и перформер на сцене открывают новые горизонты понимания человеческого движения.
Биомеханика — это термин, который используется как в научных, так и театральных кругах для обозначения обозначения ряда направлений, имевших своей целью изучение движений человеческого тела. Почти сто лет назад в Московской консерватории Вс. Мейерхольд представил доклад об «актере будущего», где его ученики под музыку Скрябина продемонстрировали «этюды биомеханики». Во время доклада студенты режиссера показали семь этюдов, направленных на выполнение конкретных действий. Так рождалась еще одна революционная система, открывшая новые возможности и пути развития актерского мастерства и театра в целом. По своей природе биомеханика Мейерхольда — сложный творческий процесс. Революционность этого метода состоит в том, что Мейерхольд считал работу драматурга и режиссера только подготовительным этапом. Вся эмоциональная нагрузка спектакля должна была выполняться совместно наиболее активными «сторонами» — актером и зрителем. Сегодня система биомеханики Мейерхольда считается одним из величайших достижений театральной практики и теории XX века и по-прежнему является предметом обсуждения в театральных кругах.
В рамках нашего перформанса мы вместе со зрителями исследуем важность биомеханики в контексте современных художественных практик: смоделируем рисунок движений, увидим, как изменилось тело, и как через призму технологий меняется восприятие движения. VR-художница Надежда Бей становится проводником, который переносит движения в виртуальный слой. Какие новые слои значений могут возникнуть из этого слияния физической и цифровой реальности? Как пересекаются эти два опыта? Как наши телесные действия формируют виртуальные пространства? В перфолекции мы наблюдаем за развитием сюжетов и ощущаем на себе, как мы уже живем на стыке цифровой и физической реальности.
Участники и авторы: Анастасия Брюханова (Anastasia Blur), Надежда Бей, Максим Карнаухов, Светлана Леничко, Ольга Шабатура, Антон Шанихин, Алина Шклярская.
Показы уже состоялись на Новой сцене Александринского театра, в пространстве AIR Центра Art & Science — Университет ИТМО, в Архангельском театра драмы им. Пушкина в рамках фестиваля «Ломоносов фест», на «ВЫКСА-фестиваль» 2024, а также в Центре «Зотов» (Москва) в рамках «Ночи искусств».
Лаборатория новых медиа — проект, разработанный специально для Новой сцены Александринского театра. Лаборатория существует c 2016 года и занимается художественными исследованиями современных технологий в театральном пространстве: как передовых и классических медиа, так и различных экспериментальных практик, существующих на территории между технологией и искусством. Сейчас «Лаборатории новых медиа» — это среда, объединяющая молодых художников и профессионалов, представляющих разные сферы и желающих объединиться в художественном опыте.
Куратор — Анастасия Брюханова (Anastasia Blur).