К 150-летию Всеволода Эмильевича Мейерхольда Новая сцена Александринского театра запустила серию перформансов, каждый из которых переосмысляет, присматривается, комментирует или пытается отрефлексировать творческие практики Мейерхольда, так или иначе подступается к его наследию.
Команда проекта “Лаборатория новых медиа” Новой сцены обратилась к принципам биомеханики — системы упражнений, направленных на развитие физической подготовки тела актёра, и подготовила перфолекцию: не просто лекцию, а уникальный перформанс, в котором медиахудожник и перформер на сцене открывают новые горизонты понимания человеческого движения.
Биомеханика — это термин, который используется как в научных, так и театральных кругах для обозначения упражнений, направленных на развитие физической подготовки актера. Почти сто лет назад в Московской консерватории Вс. Мейерхольд представил доклад об “актере будущего”, где его ученики под музыку Скрябина продемонстрировали “этюды биомеханики”. Во время доклада студенты режиссера демонстрировали семь этюдов, направленных на выполнение конкретного действия.
В рамках нашего перформанса мы вместе со зрителями исследуем важность биомеханики в искусстве: смоделируем рисунок движений, увидим, как изменилось тело, и как через призму технологий меняется восприятие движения. VR-художница Надежда Бей станет проводником, переносившим движения в виртуальный слой. Какие новые слои значений могут возникнуть из этого слияния физической и цифровой реальности? Как пересекаются эти два опыта? Как наши телесные действия формируют виртуальные пространства? В перфолекции мы наблюдаем за развитием этих вопросов и ощущаем на себе — как мы уже живем на стыке цифровой и физической реальности.
Участники: Надежда Бей, Максим Карнаухов, Светлана Леничко, Ольга Шабатура, Антон Шанихин, Алина Шклярская.
Куратор “Лаборатории новых медиа” — Анастасия Брюханова (Anastasia Blur).
Проект был показан на фестивалях: “Ломоносов фест” в Архангельске, Выкса-фестиваль 2024.