Ближайшие
«Балетное искусство безмолвно по своей природе, и история молчаливых, но драматичных взаимоотношений героев, описанная Федором Достоевским в повести “Кроткая”, исключительно балетная.
Многие темы, которые Достоевский ввёл в это небольшое произведение, не устарели до сих пор. Одиночество, индивид и общество, социальное неравенство, религия и вера, проблема бедности, предательство, милосердие, проблема выбора, неравный брак, брак по расчёту, измена, домашнее насилие, гордыня и смирение, убийство и самоубийство. Также рассматривается важнейшая для нашего контекста тема молчания, которая собственно и определяет формат сценического выражения повести.
Молчание здесь коммуникативная невербальная единица. Герои на протяжении всей короткой совместной жизни разговаривают молча — взглядами, жестами, движениями. Неравный брак, в этом случае — он же брак по расчёту, и коллизии, связанные с напряжённой атмосферой совместной жизни людей, которые по разным причинам пошли на этот шаг. Если в неисправных проводах есть электрический ток, то рано или поздно случится короткое замыкание. Главный герой (Ростовщик) о себе: "Я мастер молча говорить, я всю жизнь свою проговорил молча и прожил сам с собою целые трагедии молча". Далее он этот монолог продолжает в адрес своей, уже мёртвой, жены, главной героини (Кроткой): "Я все молчал, и особенно, особенно с ней молчал, до самого вчерашнего дня, – почему молчал?" Хороший вопрос. Попытка ответа на него и есть восстановление в его памяти всей этой истории. Взгляд из конца в начало и затем повторение пути из начала в конец.
Архетипичная для петербургской литературы и искусства инверсия, которая позволяет увидеть и понять то, что было пропущено, скрыто, не замечено. Беспроигрышный приём и для балетного театра тоже. Молчание как внутренняя речь, отказ от звуковой речи. Этот отказ может быть намеренным или ненамеренным, вызван различными факторами психологического и социального характера, условиями и нормами соответствующего окружения и т.д. В любом случае, отсутствие диалога всегда причина катастрофы.
Мой балет — о человеке, который анализирует события своего прошлого и свои упущенные возможности. Над телом выбросившейся из окна жены он устраивает самосуд, пытаясь воскресить прошлое и задаваясь вопросом “почему и зачем умерла эта женщина?”».
Алексей Кононов
Либретто — Алексей Кононов
Постановка и хореография — Алексей Кононов
Музыка — Настасья Хрущёва
Сценография, художник по костюмам, художник по свету — Алексей Кононов
Действующие лица и исполнители:
Кроткая — заслуженная артистка России России Ирина Перрен (прима-балерина Михайловского театра) / Дарья Ионова
Ростовщик — Андрей Ермаков
Лукерья — Елена Панкова (экс-прима-балерина Театра оперы и балета им. С.М. Кирова, Английского национального балета, Баварского государственного балета)
Ефимович — Дмитрий Рудаченко
Тётки — Елена Васюкович и Александра Надточий
Толстый лавочник — заслуженный артист России Антон Корсаков
Спектакль идет в сопровождении ансамбля АНМ:
Валерия Долгушина, фортепиано
Алиса Губанова, скрипка
Дарья Луценко, виолончель
Спектакль создан при спонсорской поддержке Уралсиб Премиум банк и на личные средства Алексея Кононова
В оформлении спектакля присутствуют специально созданные и вышитые изделия фабрики «Крестецкая строчка»
Фото афиши — Анастасия Ливун для студии «Кононов концепт»