21 ОКТЯБРЯ
«БЕСПРЕДЕЛ»
В программе «Кино в театре» на Новой сцене Александринского театра в октябре — два фильма культового японского режиссёра Такеси Китано и лекция кинокритика Антона Долина.
21 октября в программе — криминальная драма Китано 2010 года «Беспредел», очередной фильм про якудза, который режиссёр снял после долгого перерыва работы в данном жанре. Фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Композитором ленты стал Кэйити Судзуки. Вместе с Китано он работал над фильмом «Затойчи».
В безжалостной борьбе за власть несколько кланов якудза оспаривают расположение крёстного отца. Главари поднимаются по иерархической лестнице в организации, не пренебрегая заговорами и лживыми клятвами верности. Опытный якудза Отомо наблюдает за развитием карьеры своих товарищей: оставив позади замысловатые татуировки и отрубленные пальцы, они штурмуют мир финансов. В мире коррупции, где царят предательство и месть, ни на минуту не прекращается борьба за достижение вершины или просто за выживание. Это — мир, где героев не существует.
Антон Долин о трилогии «Беспредел» и первом фильме трилогии:
(Фрагмент книги Антона Долина «Такеси Китано. Детские годы»)
«…За этим последовала еще одна трилогия, в которой Китано нарушил один из своих фундаментальных принципов — никогда не снимать сиквелы и не гнаться за коммерческим успехом, не превращаться в бренд на продажу. «Беспредел» вышел в 2010-м, став одним из самых коммерчески прибыльных фильмов за всю карьеру режиссера (причем на этот раз практически все сборы были сделаны на территории Японии). За ним последовали «Полный беспредел» два года спустя (еще более успешный) и, наконец, «Последний беспредел» в 2017-м. Если первый «Беспредел» еще показывали в конкурсе Каннского фестиваля, где он был встречен со сдержанным недоумением, а «Полный беспредел» оказался в Венеции и вызвал такую же — но более равнодушную — реакцию, то третья часть ни на какие призы не претендовала вовсе; ее показывали в родной для Китано Венеции вне конкурса, зал даже не был заполнен.
Вердикт по поводу цикла был более-менее единодушным. Уставший от критики режиссер, пережив кризис, вернулся к своему «фирменному» жанру — крутому фильму о якудза. Теперь он снимает сугубо мейнстримное кино для широкой аудитории, и она платит ему любовью. Роман Китано с критиками и фестивалями на этом подошел к концу. Капитуляция, безусловно. Но не без выгоды для сдавшегося.
В «Беспределе», при всем внешнем несходстве с элегической биографией художника-неудачника, Китано продолжает исследование на заданную тему: если рефлексия искусства не способна изменить реальность, то есть ли смысл имитировать независимость от этой реальности? Вечно играть и ускользать от прагматичной жизни, не выходить из зоны креативной трансгрессии, задевать и провоцировать публику… Сколько можно? Мафиозные боссы, олицетворяющие в фильмах Китано власть (любую — светскую или духовную, связанную с деньгами, политикой или общественным авторитетом), все равно правят бал, на котором ты можешь до поры до времени танцевать не в такт с остальными. Все равно рано или поздно ты устанешь. А в финале всех ожидает один танец — данс макабр. В этом жанре и выдержаны три «Беспредела», финал каждого подводит кровавый итог запутанной интриге: выживших к финальным титрам остается лишь столько, сколько нужно для создания следующего сиквела. Череда смертей нескончаема, но безразличная к частным трагедиям жизнь бесконечна тем более.
«Беспредел» — самый горький, трезвый, здравый проект в карьере и жизни Китано.
…«Беспредел» — японские «Жмурки», нескончаемая череда пыток, убийств и издевок, в которых никто никому не брат, все человеческое уничтожено и похоронено, и надежд на искупление или милосердие давно не осталось.
Продолжительность — 110 мин
Возраст — 18+
30 ОКТЯБРЯ
«РЮДЗО И СЕМЕРО БОЙЦОВ»
В программе «Кино в театре» на Новой сцене Александринского театра в октябре — два фильма культового японского режиссёра Такеси Китано и лекция кинокритика Антона Долина.
30 октября в программе — семнадцатый фильм Китано «Рюдзо и семеро бойцов» (2015 год).
Бывший боец якудза, давно ведущий размеренную жизнь пенсионера, становится жертвой мошенничества и решает основать новый клан якудза вместе со своими престарелыми друзьями, чтобы вернуть славные времена и, разумеется, воздать по заслугам обидчикам…
Антон Долин о фильме для «Афиши»:
«Рюдзо и семеро бойцов» — не неудачный (были у Китано провалы более фундаментальные), а скорее удивительно неамбициозный и традиционный фильм. Нельзя даже сказать, будто смотреть его неприятно или скучно. Во-первых, здесь превосходные актеры: чего стоят только 74-летний Тацуя Фудзи, легендарная звезда «Империи чувств» и «Империи страсти» Нагисы Осимы, играющий самого Рюдзо, или 73-летний Масаоми Кондо, игравший у Имамуры и Фукасаку, или его ровесник Акира Накао, артист шести фильмов о Годзилле и нескольких лент самого Китано. Автор, кстати, тоже появляется на экране в маленькой, но колоритной роли полицейского инспектора Мураками. Во-вторых, по отдельности некоторые эпизоды и диалоги «Рюдзо и семерых бойцов» блистательны. Например, когда дедушка-якудза объясняет внуку, что его красочные татуировки на самом деле гавайская рубаха, а пальцы он обрубил, чтобы удобнее было плавать. Или когда один из старых убийц, в пору молодости скрывавшийся в выгребных ямах, безуспешно пытается спрятаться за новомодным навороченным унитазом. Или когда двое отставных бойцов спорят в лапшичной на деньги о том, что закажут новые посетители — удон или собу? Кажется, в такие же немудрящие мысли погружен сам Китано: чем бы порадовать зрителя — комедией или боевиком? А, пусть будет все сразу.
Нетрудно догадаться, что ближайший аналог «Рюдзо и семерых бойцов» — «Небеса обетованные» или «Старые клячи» Эльдара Рязанова: мемориальная комедия с плавным скольжением в сторону мелодрамы, где больше трогательного, чем глубокого, парадоксального или просто смешного. Самое же сильное чувство, которое испытываешь на сеансе, — это умиление от новой встречи с самим Китано, старинным (во всех смыслах) товарищем. Ох, сдал. Но живой еще, курилка. Бегает, шутит. Молодцом.
Дмитрий Сосновский («Российская газета») написал, что история «архаичных романтиков, почти беззащитных перед модернизирующимся миром» рассказана, как и всегда умел Китано, «не только с ошеломляющей откровенностью, но и с неподражаемым юмором». Вдобавок редакционная коллегия «Российской газеты» поместила кино в свой список десяти лучших за 2015 год.
Продолжительность — 125 мин
Возраст — 16+