12 января на Новой сцене в рамках программы «Новая электронная музыка» продолжается серия встреч с разговором об истории электронной музыки.
Еще в середине XIX века леди Ада Лавлейс, традиционно считающаяся первой программисткой в истории, высказала предположение, что в будущем вычислительные машины смогут самостоятельно сочинять музыку. В сегодняшнюю эпоху нейросетей мы видим, что ее предсказание уже буквально в паре шагов от окончательного воплощения в жизнь. Но этому предшествовала долгая история: попытки написания музыки по математическим законам и создания механизмов, способных играть ее без участия человека, предпринимались еще столетия назад. Ну, а с середины ХХ века события начали развиваться стремительным образом.
В этой лекции мы поговорим о разных этапах становления «музыки, сделанной машинами»: первых самоиграющих инструментах, экспериментах по синтезу звука с помощью изображений, ранних компьютерных пьесах, внедрении алгоритмов в партитуры, аналоговых и цифровых генеративных произведениях, зарождении субкультуры алгорэйвов и так далее — вплоть до нынешнего момента, когда музыкальные дипфейки соревнуются в популярности с треками живых музыкантов, а те, в свою очередь, всерьез боятся потерять работу, проиграв конкуренцию искусственному интеллекту. Героями рассказа станут Янис Ксенакис, Джеймс Тенни, Элвин Люсье, Брайан Ино, Autechre, Холли Херндон и другие выдающиеся музыканты, чьи труды сформировали современную звуковую реальность.
В заключительной части лекции, составленной в соавторстве с Дианой Ивановой (Karner Red), мы рассмотрим пример того, как может быть построена алгоритмическая композиция.
Леонид Кравченко — музыкальный обозреватель, автор телеграм-канала о странной музыке What's That Noise?, сооснователь проекта Tapehood, занимающегося популяризацией кассетной культуры. Был одним из кураторов серии событий «Звуковые методы» в ЦСИ им. С.Курёхина. Также выступает с лекциями о музыке, кассетными и цифровыми диджей-сетами, занимается организацией концертов и вечеринок, посвященных андеграундной музыке.
Диана Иванова — музыкант и композитор, создательница проекта Karner Red. Обладательница премии фестиваля искусств G8 в номинации «Изобретательная реализация» за композицию «Agape». Пишет музыку в математическом программном обеспечении, изначально не предназначенном для композиторской работы.
Куратор Илья SymphoCat